«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Специфика работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе.

Специфика работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Выступление на педсовете.

Тема : Специфика работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе.


Вопросы предупреждения неуспеваемости издавна волнуют педагогов. Великий педагог- мыслитель Я.А.Коменский утверждал, что все дети от природы стремятся к знаниям, всех их можно учить и по верно расположенным, цепким, безопасным ступенькам вывести кого угодно на любую высоту. Ряду учащихся, которых мы называем слабоуспевающими, трудно достичь больших высот. Поэтому мы –учителя для каждого из таких детей должны определить минимум знаний и навыков, которые они должны усвоить с нашей помощью. Этот минимум позволит им найти себя в жизни. А уж максимум каждый из них обязан определить себе сам. Это уже будет зависеть от многих причин, а не только от нас – учителей

План работы со слабоуспевающими учениками 

1. В середине сентября проводить тесты, который охватывают все важные темы.

2. Проводить анализ допущенных ошибок.

3. Определить причины низкой успеваемости: а) болезнь, б) не желание учиться, в) не высокие умственные способности, г) педагогическая запущенность, д) отсутствие контроля со стороны родителей.

4. Определяю виды индивидуальной работы.

5. Веду диагностические карты по ключевым темам.

6. В конце изучения темы наряду с традиционными видами контроля провожу самодиагностику.

После проделанной работы составляю индивидуальный маршрут, в который включена

Индивидуальная работа на уроке

  • Специальные задания для индивидуальной работы в классе;

  • Работа во временных микро-группах по однородным пробелам;

  • Наряду с письменным домашним заданием ученику даю теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке;

  • Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня;

  • Использование карточек – подсказок, тренажеров;

  • Привлечение сильных учеников, в качестве консультантов

Индивидуальная работа во внеурочное время


  • Дополнительная работа по индивидуальным карточкам;

  • В каждом домашнем задании – задания на повторение;

  • Четкий инструктаж по выполнению дом задания;

  • Работа со словарем (по необходимости);

  • Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5-10 мин в день).

Использую в своей работе разные виды карточек, например:

Работа с карточкой- опорой.:

После того как выполнена карточка, ребёнок берёт другую, карту– опору, и проверяет сделанную работу.

На первых этапах самостоятельно исправленная ошибка на полученную отметку не влияет.

Главное, чтобы ребёнок понимал, что у него всегда есть возможность исправить свои ошибки. Обучение без ошибок не бывает.

Потом смотрю, какие ошибки допустил учащийся и делаю выводы, над чем следует работать с учащимся.

Они используются до тех пор учениками, пока они сами не почувствуют, что могут обходиться без них. Пока у ребёнка нет такой уверенности, он ими пользуется. Использование таких карточек делает работу учеников более продуктивной.

Считаю, что таким образом создаётся ситуация успеха для учащихся, они не чувствуют себя униженными, появляется вера в свои силы.

Разноуровневые карточки

В работе со слабоуспевающими учениками не обойтись без дифференцированного подхода. Дифференцированный подход использую во всем: при опросе, в процессе изучения нового материала, при организации домашней работы, в ходе самостоятельной работы и на контрольных работах.

-При опросе слабоуспевающим ученикам даю примерный план ответа либо разрешаю пользоваться планом, составленным дома.

- При организации домашней работы провожу инструктаж о выполнении домашних заданий. Объем домашних заданий рассчитываю так , чтобы не допускать перегрузок.

-В процессе изучения нового материала привлекаю слабоуспевающих учеников в качестве помощников, например, при чтении вопросов.

- Самостоятельные работы стараюсь проводить на каждом уроке, чтобы выявить, кто не усвоил материал урока. При этом слабоуспевающим ученикам разрешаю пользоваться таблицами, плакатами, схемами, словарями. Использую карточки- инструктажи, памятки, карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решение.

-На контрольной работе даю ,так называемые «Карточки- помощи».

Например, на контрольной работе по русскому языку даю карточки-помощи с поэтапным примером разбора слов.

Различные формы групповой работы.

Это и работа в парах , группах разноуровневых и с одинаковым уровнем подготовленности. Работа в парах – технология , которую можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоения, закрепления , проверки знаний и т. д. В условиях парной работы все дети в классе получают возможность говорить , высказываться.

Работа в парах дает ученикам время сначала подумать , обменяться идеями с партнером и только потом озвучить свои мысли перед классом. Использование такого вида сотрудничества способствует тому , что никто из учеников , в том числе и слабоуспевающие , не могут уклониться от выполнения задания.

Так как слабый ученик прикреплён к сильному, то сильный помогает слабому. Причём, когда возникает проблемная ситуация, то сначала говорит слабый, а потом сильный учащийся дополняет то, что не смог вспомнить и ответить слабый.

Ситуация успеха

В работе со слабоуспевающими учениками стараюсь создать ситуацию успеха.

Создавая ситуацию успеха, я помогаю детям побороть неуверенность в собственных силах.

Как , например, создать ситуацию успеха на контрольном диктанте?

Когда слабоуспевающие ученики пишут диктант, они допускают не только орфографические ошибки, но и всевозможные пропуски букв, слогов , целых слов. С самых первых уроков учу учащихся диктовать себе. Так вот, на диктанте прошу слабого ученика пересесть на первую парту поближе к учителю.

Для чего? Для того, чтобы он себе диктовал. Мое требование, диктовать себе, он хорошо помнит , но не выполняет. Когда я рядом, это не значит, что я буду подсказывать ученику каждое слово. Просто мое присутствие будет ему постоянным напоминанием того, что нужно каждое слово проговаривать. Стою рядом и слышу, как мой ученик старательно выговаривает слова. И ведь получается избежать очень многих ошибок! Желанная «тройка» за диктант- это действительно успех.

Добиваюсь, чтобы все дети готовили пересказ и учили стихи. Ни одного учащегося не оставляю без внимания. Все дети знают, что если сегодня по какой-то причине не ответил, то на следующем уроке или на переменке спрошу обязательно, ответ будет оценен.

Если ученик не готов к уроку по уважительной причине и предупредил, то отрицательной отметки нет. Также всегда представляю возможность пересдать материал на более высокую отметку.

Таким образом, при работе с учащимися со слабой мотивацией к обучению необходимо в обязательном порядке поощрять за успехи в работе, создавать атмосфера доброжелательности, понимания в классе.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее