«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Современный урок в рамках реализации ФГОС начального общего образования третьего поколения» Из опыта работы

В материале указаны основные типы уроков в школе по ФГОС третьего поколения. Приводятся примеры заданий на разных этапах уроков. Данная разработка может быть использована учителями начальных классов для подготовки к урокам, а так же для выступления на МО и педсоветах.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

«Современный урок в рамках реализации ФГОС

начального общего образования третьего поколения»

(Из опыта работы)

Обновлённый ФГОС во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.

Основные типы уроков в школе по ФГОС

Новые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.

  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

  • Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

  • Первичное закрепление нового знания.

  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.

  • Включение в систему знаний и умений.

  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

  • Цели:

  • Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

  • Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.

  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

  • Обобщение выявленных затруднений.

  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

  • Включение в систему знаний и умений.

  • Осуществление рефлексии.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.

  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

  • Постановка учебной задачи, целей урока.

  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

  • Реализация выбранного проекта.

  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.

  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

  • Фиксирование локальных затруднений.

  • Создание плана по решению проблемы.

  • Реализация на практике выбранного плана.

  • Рефлексия деятельности.


Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!


Как вы уже заметили, в структуре почти каждого вида урока есть мативационный этап. В начальной школе ребята его очень любят, с удовольствием заучивают и проговаривают мативационные стихотворения. Например:

- В самом начале урока:

“Ну-ка проверь, дружок,

 Ты готов начать урок?

 Всё ль на месте?

 Всё ль в порядке?

 Ручка, книжки и тетрадки?

 Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?

 Каждый хочет получать только лишь оценку “5”!


Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.



- На уроке русского языка и математики перед выполнением письменных заданий:

Тетрадь правильно кладу,

 Ручку правильно держу.

 За посадкою слежу.

 С чистотою я дружу,

 На “отлично” напишу!


Я тетрадь свою открою

 И наклонно положу.

 Я, друзья, от вас не скрою -

 Ручку я вот так держу.

 Сяду прямо не согнусь.

 За работу я возьмусь.


Актуализация знаний — один из обязательных этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе я, как учитель, направляю работу обучающихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролирую задания, которые вызывают затруднения у учеников, в частности из домашнего задания. С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и пр.

Корзина идей

Этот способ применяется как индивидуально, так и фронтально. С его помощью можно узнать, что известно обучающимся по теме, которая будет обсуждаться на занятии, или их предположения на этот счет. На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что классу известно по обсуждаемому вопросу.

Сбор информации происходит по плану.

  • Учитель задает детям прямой вопрос по теме урока, просит вспомнить все, что им известно по этому поводу (или высказать свои предположения).

  • Учащиеся фиксируют в рабочих тетрадях известные им сведения в краткой форме.

  • Попарно или в мини-группах дети обсуждают свои записи.

  • Всю полученную информацию учитель в краткой форме записывает в «корзину идей» на доске.

Данный способ я часто применяю на уроках окружающего мира при изучении таких тем как: «Мир животных», «Мир растений», «Мир профессий», «Здоровый образ жизни» и т.д.


Да – нет

Этот способ позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения. Следует подготовить несколько высказываний по теме урока и предложить детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают.

Данный приём мною используется на уроках математики, окружающего мира, русского языка.

Определение темы, учебной задачи и целей урока стараюсь предоставить детям определить самим. Для этого использую различные приёмы и упражнения.

Портрет известного человека (литературное чтение)

Используется портрет известного человека, который имеет отношение к предметному содержанию урока. Также я рассказываю некоторые биографические сведения о нем, предлагаю детям ответить, чей портрет они видят перед собой. Соответственно, на уроке будем изучать произведение данного автора.

Визуальный ряд

На экране или доске демонстрируются изображения, которые помогут детям выяснить тему предстоящего урока.

Для определения темы урока использую ребусы, анаграммы и т.д.


Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. Это этап урока обретения новых знаний. Приведу пример.

На уроке математики на доске написаны числовые выражения, которые нужно сравнить. 2 и 5, 10 и 11, 15 и 5, 8+3 и 10-2.

- Всё ли задание мы можем выполнить? (Нет)

- Почему?

- Мы умеем сравнивать числа, но не умеем сравнивать числовые выражения.

Далее выполняются следующие этапы урока:

  • Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрение множества вариантов, поиск оптимального решения.

  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Первичное закрепление нового знания, как правило – это работа ребят у доски или работа с комментированием с места.

Самостоятельная работа и проверка по эталону может осуществляться как индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Этап рефлексии часто осуществляю с помощью приёма «Продолжение фраз»

Прошу детей продолжить неоконченные предложения.

Сегодня мы поговорили о…

Я чувствую, что…

По теме нашего урока я знаю, что…

Мне было нелегко…

Я всегда думал, что… и т.д.

Так же применяю для рефлексии смайлики и светофор.

Варианты рефлексии:
1. Эмоционально – чувственная: что ты чувствовал во время работы?
Нравится ли тебе твоя оценка?
2. Рациональная: ученик должен не только почувствовать, но и осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха?
Важно помочь ученикам научиться сравнивать себя не с другими людьми, а себя сегодняшнего с собой вчерашним!


При подготовке и проведении уроков стараюсь соблюдать требования к современному уроку по ФГОС. Осуществляю личностно-ориентированный, индивидуальный характер урока, на котором актуализируются не только знания, полученные на уроках, а жизненный опыт обучающихся. Использую


Приемы самоцелеполагания:
· формулировка личностно-значимого вопроса:
Например:
В начале изучения темы «Птицы» спрашиваю у учеников: что бы вы хотели узнать о птицах? – вот и мотив изучения новой темы.

При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности (для этого необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и правильно оценивать результат деятельности), т. е. создать ситуацию успеха! 

В подборе заданий, особенно проверочных, учитываю индивидуальные особенности учеников. Предлагаю им самим выбрать задание по уровню сложности.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее