Современный подход к формированию
навыка
смыслового чтения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход. Предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.
Начальная школа особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик должен овладеть прочным и полноценным чтения. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая это понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
Смысловое чтение это осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую и второстепенную информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Зная и понимая это, учитель должен создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
К основным типам чтения мы относим коммуникативное чтение вслух и чтение про себя, учебное, самостоятельное.
Основными видами чтения являются:
– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста;
– поисковое/просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
– изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
– вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения?
Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.
Данные типы чтения используются и в последующие годы обучения, но к ним добавляется и чтение про себя. Выбор вида чтения, безусловно, зависит от цели чтения, а от этого в свою очередь зависит и выбор механизма чтения.
Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.
1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом: - правильное, сознательное, выразительное чтение; владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный); деление на абзацы и составление плана прочитанного текста; составление характеристики героев и их поступков. создание письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или косвенной форме; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями; прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.
Виды работ с текстом в начальной школе:
- чтение всего текста (первичное, ознакомительное);
- чтение, деление на смысловые части, составление плана(цитатный,
вопросный, картинный, модельный, схематический, из
повествовательных предложений);
- чтение по готовому плану;
- чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный,
краткий, выборочный, творческий;
- чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома;
- восстановление деформированного текста;
- инсценирование текста или отрывка;
- выборочное чтение (с определенным заданием);
- чтение в лицах;
- «жужжащее чтение»;
- чтение цепочкой по предложению;
- чтение абзацами;
- чтение с пометками;
- чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний");
- чтение по группам;
- поисковое чтение;
- комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)
- "живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на
услышанное);
- чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку;
- чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос
- нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста;
- нахождение и чтение образных слов и описаний;
- нахождение и чтение слов с логическим ударением;
- вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн;
- кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило;
- нахождение самого длинного слова в тексте;
- нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов;
- чтение с пометками непонятных слов;
- кроссворд (игровая форма) погружения в текст.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие
речи»):
Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотации к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
На уроках математики: работа с текстовыми задачами.
Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.
На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.
На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающие – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.
На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия.
Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении – основная черта современного начального образования.
Как воспитать ребенка хорошим читателем.
1. Важно помнить, что только в читающей семье у ребенка формируется стойкий интерес к чтению. 2. Собирайте домашнюю библиотеку, подпишите ребенка на интересный детский журнал. 3. Праздником может стать совместный поход в книжный магазин. 4. Для того, чтобы разбудить в маленьком ребенке желание читать, необходимо совместное чтение в семейном кругу, когда книга передается от одного члена семьи к другому.
5. Если ребенок уже потихоньку сам начинает читать, постарайтесь, чтобы это происходило каждый день в определенное время. 6. Попробуйте использовать такой прием, как прерванное чтение интересной книги. 7. Неплохим стимулом может стать чтение по ролям. Вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи. 8. Следует руководить чтением ребенка не только в младшем, но и в старшем школьном возрасте.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.