Слайд 1
Современные технологии в практике духовно-нравственного образования младших школьников во взаимодействие с родителями
на ступени начального общего образования
в условиях реализации ФГОС
«Семья - это та первичная среда,
где человек должен научиться творить себя»
В.А.Сухомлинский
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. Слайд 2 «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» - писал А. С. Макаренко.
Принимая детей в 1 класс, учитель должен провести работу с родителями, объяснив им необходимость плотного сотрудничества со школой. Чем серьезнее они будут подходить ко всем вопросам школьной жизни своего ребенка, тем больших результатов достигнет каждый ученик и весь класс в целом. Учитель должен не только давать советы и рекомендации по воспитанию, но и предупреждать возможные ошибки. Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей.
Особое внимание в решении задач воспитания принадлежит интерактивным технологиям, которые способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, родителями и учителем, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников и их родителей, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Слайд 3. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Слайд 4. В своей педагогической деятельности для формирования духовно-нравственных качеств личности я использую разные формы сотрудничества с родителями: традиционные (родительские собрания, работа родительского комитета, индивидуальные беседы и консультации, экскурсии, походы, заочные конкурсы) и интерактивные (пресс – конференции, электронная почта, исследовательская работа, праздники, семейные вечера, участие в благотворительных акциях)
Родительское собрание
Проводится 1 раз в четверть обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы:
организационные (при зарождении класса 1кл., при переходе на новую ступень обучения -5кл.)
тематические (выбор темы зависит от возраста учащихся, от актуальности темы, но, обязательно по духовно-нравственному развитию в каждом классе и, возможно не одно)
текущие (решение вопросов успеваемости, воспитательной работы, благоустройство класса и др.)
итоговые (подведение итогов класса по различным направлениям за определенный промежуток времени)
На родительских собраниях я применяю и интерактивные методы: работа в мини – группах, дискуссии, деловые, ролевые игры.
Работа родительского комитета
В его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса. Члены родительского комитета принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы. На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год. По необходимости учитель может собирать комитет вне плана.
Индивидуальные беседы и консультации
Для их проведения, по – необходимости, я привлекаю психолога, социального педагога, администрацию, других родителей. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся.
Пресс – конференция с родителями
Эту интерактивную форму работы я провожу в начале учебного года. Пресс – конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё я приглашаю директора, завуча, психолога, учителей предметников, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.
Электронная почта
Мне очень нравится этот полезный интерактивный ресурс, который предоставляет более широкие возможности для общения с семьями школьников. Я сформировала список адресов электронной почты родителей. По электронной почте рассылаю текущую информацию индивидуально родителям. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществлять личное взаимодействие с семьей.
Слайд 5.
6. Походы
Однодневный поход на природу стал традиционным во многих классах нашей школы. Его проводят и в конце учебного года, и в зимний период. Родители не только сопровождают детей, но и организуют привал, следят за соблюдением основных правил поведения, организуют конкурсы. Это мероприятие дети ждут с нетерпением, заранее обсуждают, как оно пройдет. Поход имеет большое воспитательное значение. Прежде всего: приобщение к природе, бережное к ней отношение, умение слышать «голос природы». В походе воспитываются коммуникативные качества.
Слайд 6.
7. Заочные конкурсы
Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы в класс, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. Слайд 7. Мы являемся постоянными участниками таких конкурсов как «Пасха Красная», «Красота Божьего мира», «Свет Рождества Христова», «Колокола памяти», «Творчество: традиции и современность» и мн.др.
Слайд 8.
8. Исследовательская работа
Совместная деятельность детей и родителей не только сближает духовно, наполняет взаимоотношения атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, но и выступает как средство мотивации развития личности ребёнка к познанию и творчеству. В современном образовании, исследования занимают важное место. Уже в начальной школе, мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.
В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, роль родителей велика. Родители помогают детям в поиске информации (библиотеки, Интернет). Родители и дети участвовали в проектах «Моя родословная», «Я и моя семья», «Мой родной город (село)», «Дорога добра», «Мои пушистые питомцы» и др.
Слайд 9.
9. Праздники
Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. Если в начале учитель основную подготовку берет на себя, то далее он только направляет родителей.
В нашем классе есть свои традиционные праздники, такие как «День матери», «Масленица», «Праздник бабушек и мам», «День именинника», «День семьи». Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны.
Слайд 10. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.) В конце 4 класса родители уже могут самостоятельно организовать праздник «Прощание с начальной школой».
Слайд 11.
10. Семейные вечера
При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это может быть конкурс «Читающая семья», встречи с интересными людьми, спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья» и др. Отличие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется. Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений.
Слайд 12.
11.Тематические акции
Тематические акции – это ещё одна форма интерактивного взаимодействия, которая направлена на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка. Дети и родители принимали участие в таких акциях как «Помощь детям Луганска», «Кормушка», «Социальный погребок, «Собери макулатуру – сохрани дерево», «Ленточка ветерану» и др.
Слайд 13.
12. Экскурсии
Экскурсии по родному краю, знакомство с православными святынями и памятниками героического прошлого родной земли, посещение выставок, музеев, концертов, театральных постановок, - всё это в младшей школе можно реализовать только с помощью родителей. Мы были на экскурсии в г. Муроме, Владимире, Суздале, Нижнем Новгороде, рабочем посёлке Вознесенское, в с. Дивеево, ОАО «Навашинский хлеб» и др.
Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию духовно – нравственной личности ребенка и создании вокруг него комфортного пространства.
Благодаря интерактивным формам взаимодействия, родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами.
Слайд 14