Современное развитие дополнительного образования детей в России
Хурматуллина А.А.
Зам директора по УВР
МАУДО «Дом детства и юношества»
г. Златоуст, Челябинская область
В данной статье определена роль дополнительного образования в нашей стране, рассмотрена целевая модель развития региональной системы дополнительного образования, обозначены актуальные вопросы, проблемы и пути их решения на государственном уровне.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, повышение качества.
Система дополнительного образования детей в России является неотъемлемой частью общего образования и имеет более чем 100-летнюю историю. Ни в одной другой стране дополнительное образование детей не развивалось как приоритетное направление на национальном уровне.
Правительством РФ в марте 2023 года определена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Первоочередная задача, поставленная перед субъектами РФ — планомерное увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием.
Внедрена целевая модель развития региональных систем ДОД, включающая в себя:
– сеть региональных модельных центров ДОД;
– сеть муниципальных опорных центров ДОД;
– персонифицированный учет обучающихся; – персонифицированное финансирование ДОД;
– региональные навигаторы ДОД;
– обновление содержания программ;
– доступность ДО для детей с различными образовательными потребностями.
Зачисление детей в региональные навигаторы позволяет осуществлять индивидуальный учет и финансирование, обеспечивает доступ к программам дополнительного образования в целом и повышает качество образования. В настоящее время региональные навигаторы функционируют во всех субъектах Российской Федерации, оказывая помощь в выборе дополнительных программ и оплате обучения. Региональные навигаторы синхронизированы с Федеральной государственной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", что позволяет родителям (законным представителям) подать электронное заявление о приеме ребенка на обучение по дополнительным общеобразовательным программам. При поддержке государства динамично развивается современная, высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей в научно-технической сфере, в которой ежегодно участвуют более 1,5 млн. детей; с 2019 года реализуются активные инициативы по укреплению учебно-материальной и технической базы детских школ искусств (в соответствии с федеральными требованиями к условиям реализации дополнительных специализированных подготовительных образовательных программ в области искусства).
Вместе с тем, в системе дополнительного образования остается ряд нерешенных проблем:
– недостаточное межведомственное и межуровневое взаимодействие в регионах;
– сокращение сети организаций ДОД;
– неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей ребенка;
– несоответствие материально-технической базы, содержания и методов обучения, профессионального уровня педагогов темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы;
– дефицит кадров, в том числе в сельской местности; старение квалифицированных педагогических кадров;
– ограниченная доступность инфраструктуры ДОД для различных категорий детей (в особенности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов);
– неэффективность вклада ДОД в реализацию приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
– недостаточный вклад ДОД в профилактику и преодоление школьной неуспешности;
– недостаточное интегрирование дополнительного и общего образования;
– недостаточное количество негосударственных организаций ДОД.
Целями развития ДОД являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной и социально ответственной личности. Для их достижения целей необходимо решение ряда задач:
– развитие региональных систем ДОД;
– обновление инфраструктуры ДОД; – совершенствование системы сертификатов;
– обновление содержания и методов обучения;
– формирование единого открытого образовательного пространства ДОД с участием организаций негосударственного сектора;
– формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности и др.
Развитие отечественной системы ДОД в настоящее время является одним из приоритетных направлений внутренней государственной политики. Целый ряд распоряжений Президента и различных ведомств регламентируют этапы модернизации и повышения качества этого вида образования. Сегодня становится очевидным, что фактор наличия у человека дополнительного образования — это гарантия его высокой востребованности и конкурентоспособности в обществе, важнейшее условие жизненного успеха.
Литература:
Распоряжение правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/350163313 (дата обращения: 15.05.2023).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 15.05.2023).
Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 года N 11). — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/456051225 (дата обращения: 15.05.2023).
Ситник, Л. Ф. Оценка качества дополнительного образования детей: методическое пособие для специалистов системы дополнительного образования детей / Л. Ф. Ситник. — 2-е изд. — СПб: ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2017. — 42 c. — Текст: непосредственный.
Логинова, Л. Г. Оценивание качества в дополнительном образовании детей. Практико-ориентированная монография / Л. Г. Логинова. — Чебоксары: Среда, 2019. — 429 c. — Текст: непосредственный.
Костюкова, И. Г. Современное развитие дополнительного образования детей в России / И. Г. Костюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102731/ (дата обращения: 30.06.2023).