Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.
Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Юрий Алексеевич Гага̀рин, Байкону̀р).
Одним из условий предъявляемого текста для чтения является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи.
типичные ошибки
неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
искажения в чтении имён собственных (Вернонский вместо Вернадский), терминов (минералогия, кристаллография), научной и публицистической лексики (естествоиспытатель, генералиссимус);
наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Объём текста для чтения на экзамене составляет до 200 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание.
Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст, высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:
неоправданно длинные паузы в речи;
искажения в произношении имён собственных и терминов;
фактические ошибки при пересказе;
сжатый пересказ вместо подробного;
пропуски важных микротем текста;
неумение логично включать высказывание в пересказ;
неумение использовать способы цитирования в речи.
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.
Во время беседы с экзаменатором, учащемуся предлагалось три темы, из которых он мог выбрать один вариант и построит свое высказывание, опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем главным типа текста: описание, повествование и рассуждение.
Учащийся выбирает не тип речи, он выбирает коммуникативную цель,
На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут собраться с мыслями, продумать содержание своего монолога.
При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность и законченность.
Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.
учащийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме. Рекомендовано ответить на 4 вопроса в задании
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 можно отнести:
ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
маленький объём монологического высказывания (до 10 фраз);
большое количество неоправданных пауз в речи;
большое количество речевых и грамматических ошибок.
Задание 4. Участие в диалоге.
По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы, заданные собеседником, в целом. Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации.