Российская Федерация
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Ростовской области
«НОВОШАХТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Обобщение опыта работы с воспитанниками в начальной школе
«Социальная адаптация детей младшего школьного возраста: навыки взаимодействия со взрослыми»
Воспитатель Артемова О.М.
Май 2022 год
Социальная адаптация детей младшего школьного возраста: навыки взаимодействия со взрослыми
Работа над темой – третий год. В нынешнем году произошли некоторые изменения, которые внесли своеобразность в развитие детского коллектива. Наша группа стала чисто «Девичьей» - мы занимаемся с девочками 2-х -4 классов. У девочек уже имелся некоторый опыт социального взаимодействия - и положительный и негативный, но все-таки опыт. В связи с создавшейся обстановкой, обусловленной пандемией, разницей в программах обучения (2-4 кл), воспитанницы не имели особого выхода за пределы школы, поэтому всё внимание мы сосредоточили на социализации, навыках взаимодействия со взрослыми, младшими и старшими сверстниками.
В результате взаимодействия у нас появились некоторые «находки»:
Оказывать помощь по самообслуживанию друг другу и младшим сверстницам. Во время утреннего подъёма это очень нужная, своевременная помощь, когда у воспитателя есть масса других дел – глубоко индивидуальных, неотложных – подъём, умывание, состояние физического здоровья, подготовка к школе и др.
Старшие девочки причёсывают своих подруг, делают причёски, плетут косички, а также учат друг друга этим приёмам, а также способам ухода за личными предметами гигиены, волосами, телом – Света О., Виталина Л., Вика В., Лиза Ф.
Младшие девочки, глядя на 4-й класс, также стремятся мастерить причёски друг другу. Интересно, что девочки ответственно подходят к этому поручению – не отказывают, не капризничают, даже предлагают свою помощь (Виталина Л, Милана Б, Ульяна А, Вика В).
Решила применить среди девочек способ «распределения ответственных» за определенные поручения, что позволяет более тщательно, чаще наводить порядок в жилом помещении, в вещах. Кроме того, в силу возраста такой объём заданий оказывается как раз под силу моим воспитанницам. Девочки знают, что при уходе в школу, необходимо проверить и выключить свет (Лера В.), а после умывания поправить гигиенические принадлежности, закрыть краны с водой – Виталина Л., Ульяна А.
Это рутинный, ежедневный и порой неинтересный труд. Но без него нет уюта, порядка – часто обращаю внимание на результат работы девочек, подчеркиваю чистоту, порядок, созданный нашими усилиями. Здесь мы обходились без помощи родителей, взрослых в силу пандемии и пропускного контроля.
Однако необходимо уделять более тщательное внимание на уход за личными вещами: глажение, стирка, - в том числе и старших
Совместно пришли с девочками к решению об украшении спален. Активное участие принимали многие дети 3,4 классов, радовались новой поделке, делали фото на их фоне, планировали оформление стен, комнат – Лиза Ф., Вика О., Света О. Помощь младших девочек – Милана Д., Злата Б., Женя Б. и др., что помогает сплочению детей.
Непросто складываются взаимоотношения среди воспитанниц:
Нежелание принимать в свою компанию при нормальных взаимоотношениях, ревность к подруге (Лиза Ф. – Лера В. – Ульяна А., Милана Б – Вика В.)
Отвержение помощи, отношений со старшими девочками - Злата Б., Эвелина П., Эллина П., Лилиана Ф.
Бестактность в отношениях – Ульяна А.
Результат соцопроса во 2 группе –
Сплочению и объединению детей помогают общие КТД, театральная деятельность – Новогодняя сказка «Снежная Королева», пасхальная постановка «Дорога к храму», «ПДД по сказочным дорожкам», подготовка концертных номеров ко Дню учителя, 8 Марта. Здесь девочки вместе с мальчишками готовили общее дело, что несомненно способствует не только социализации, но развитию личностных качеств воспитанников.
О повышении уровня нравственности говорит тот факт, что девочки идут на помощь к младшим - воспитанникам 1 класса – почитать сказку на ночь, поиграть, помочь сменить постельное бельё. Это было для меня несколько неожиданно: вызвались в том числе и те девочки, которые несколько расчётливы, ленивы – Вера Н., Ульяна А., Алиса К.
При подготовке домашнего задания на самоподготовках мы нашли такую «изюминку» - проверку правил, таблиц умножения, совместное чтение – в работе парами – «старший – младший», заучивание - «работа в группе» - по однотипному заданию.
«Наши поздравления!». Предложение об изготовлении сувениров ко Дню рождения не получило поддержки среди воспитанниц в этом году. Хотя девчоночки стали над этим задумываться, глядя на поделки, изготовленные совместные с педагогом. Но девочки с удовольствием поздравляли изготовленными открыточками своих сверстниц, писали на них стихи.
Юных театралов, футболистов, регбистов поздравляли в классах упражнением «Салютики».
Ко Дню Победы вместе с мальчиками оформили стену «Помним!» с использованием фото фронтовиков, детских рисунков и девочек и мальчиков
Чтение на ночь – Алиса К., Вика О., Света О., Милана Б. Это не новинка, но детям это нравится, они сами определяют круг чтения и читают понравившиеся произведения малышам и сверстникам.
Вывод. Разработано занятие «Разрешите представиться» по созданию положительного эмоционального настроения, сплочению группы с ознакомлением лучших спортивных, учебных и творческих достижений воспитанниц, которое следует провести в начале учебной четверти – в первую неделю сентября. Это поможет девочкам определиться с выбором новых увлечений, повышению мотивации успеха, а также найти новых друзей.