ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Конспект урока русского языка
4 класс
«Состав слова. Распознавание значимых частей слова».
:
учитель начальных классов
Кирницкая Лиана Степановна
Харцызск, 2017
Тема: Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов; уточнять представление об окончании и его роли в слове.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по разным признакам;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Ход урока:
I.Организационный момент
Приветствие.
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Рада, что у многих сегодня хорошее настроение. Желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи. Итак, начнем наш урок.
II. Проверка домашнего задания
(Чтение и анализ творческих работ.)
III. Актуализация знаний
На доске записан ряд слов с пропущенными буквами: Агр.ном, х.зяин, к.мбайн, б..гаж, п.р.он, ш.фёр, .щё, к.рабль.
- Прочитайте слова, записанные на доске. Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? (Списать слова, вставляя пропущенные буквы)
-Выполните задание самостоятельно.
Самопроверка.
IV. Самоопределение к деятельности
1.Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться
Улыбка никому не вредит. (японская пословица)
- Как вы понимаете данную пословицу?
- Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке? (Эти слова родственные.)
- Вспомните, какие слова мы называем родственными? (Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)
- Как называется общая часть родственных слов?
- А какие части слова вы знаете ещё?
- Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, из каких значимых частей состоят слова, какую роль играет в слове каждая из этих частей, научиться разбирать слова по составу, распознавать однокоренные слова.)
- Правильно. Сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу. Ведь недаром говорят: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»
V. Работа по теме урока
1.Работа по учебнику
стр.51 Упр.77
- Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок? («Сказка о царе Салтане...».)
- Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте. (Корабельщики, кораблик, корабль; пристань, пристать.)
- Докажите, что это однокоренные слова. (Они имеют общий смысл и общую часть.)
- Можно ли назвать слова пристань — (с) пристани однокоренными? (Нет, это формы одного и того же слова.)
- Запишите в словарик слово корабль, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
- Составьте предложение с этим словом.
2.Работа в парах по таблице «Значимые части слова» с.52 учебника.
(Две-три пары выступают с сообщениями.)
3. стр.54 Упр. 84(с комментированием)
- Что мы сделали, чтобы из слов получились словосочетания? (Изменили окончания)
- Для чего же служит окончание в слове? (Для связи слов в предложениях и словосочетаниях)
4. Составление и разбор предложений
- С любым из записанных словосочетаний составьте предложение, подходящее к схеме:○, ○, ○
(Синтаксический разбор одного из предложений выполняют у доски)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1.Самостоятельная работа (по вариантам)
Разобрать слова по составу
1вариант. 2 вариант.
солнышко лодочка
листочки ручка
осенний дождливый
приезд объехал
подснежник подосиновик
Взаимопроверка работы.
2. Игра « Узнай родственные слова»
- В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными- топайте.
Снег – снежок гриб - грибники
Лес – в лесу мама - мамочка
Книга – книги берёза – на берёзе
Кот – котик вода - водичка
VI. Домашнее задание.
1.Выполнить упр.80, с.52
2.Разобрать слова по составу: ласковый, прохладная, походка, заморский, указка, садовник.
V. Рефлексия:
- Ребята, наш урок подходит к концу.
- Какие задачи мы ставили в начале урока?
-Что вы сегодня нового узнали на уроке?
-Какие задания были самые интересные?
-В чём испытали затруднения?
-Сейчас, я раздам вам карточки-светофоры. Раскрасьте зелёный круг, если вам все понравилось, жёлтый, если понравилось, но что-то было непонятно. И красный, если непонятно, не понравилось.
- Спасибо за старание, все сегодня молодцы!