Соли как производные кислот и оснований

Разработка представлена для урока химии в 8 классе. Соли как основной класс неорганических веществ ищучающих в школьном курсе, продолжение изучения сложных веществ.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки



Конспект урока химии: Соли как производные кислот и оснований

Тип урока: Изучение нового материала

Автор: Иванов Геннадий Валерьевич, учитель химии ФГКОУ «Волгограсдкий кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф.Слипченко», город Волгоград

Анонс: Методическая разработка урока по химии 8 класс

Тема урока: Соли как производные кислот и оснований

Тип урока: Изучение нового материала

Данная разработка представляет собой урок изучения нового класса неорганических соединений, повторения и систематизации знаний учащихся о классах неорганических соединений на основе сравнительной характеристики состава и строения.

Учебник: О.С.Габриелян, Химия 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, Дрофа М.2012 г.

Цель: Выяснить, почему соли являются производными кислот и оснований?

Задачи:

  • Изучить понятие «соль»

  • Научиться составлять формулы и определять названия солей

  • Продолжить обучение определения степени окисления элементов

  • Познакомиться с физическими свойствами некоторых солей

  • Развивать память, логическое мышление, внимание, работу в парах

  • Воспитание толерантности, самосознания, работать в парах

Методы: частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками, проектор.

Реактивы: Образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия, сульфат магния.

  1. Организационный момент: Приветствие учеников. Постановка цели и задач.

  2. Актуализация знаний:

Да прошлых уроках, учащиеся изучали степени окисления и знакомились с некоторыми классами неорганических веществ, на основании этого предлагаются следующие задания:

1 задание:(работа с интерактивной доской)

Дайте определение:

  • Оксиды (бинарные соединения, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2)

  • Основания (сложные вещества, состоящие из катионов металла и гидроксид анионов (OH¯))

  • Кислоты (сложные вещества, состоящие из катионов водорода (H+) и анионов кислотного остатка)

  • Катион (положительно заряженный ион)

  • Анион (отрицательно заряженный ион)

  • Ион (частица имеющая заряд)

2 задание: (работа с интерактивной доской)

Даны вещества: H2O, KOH, H3PO4, HBr, CO, Mg(OH)2, Na2O,H2SiO3, Al(OH)3, SO3, Sr(OH)2, H2SO4.

Распределите данные вещества в соответствующие колонки:

ОКСИДЫ

ОСНОВАНИЯ

КИСЛОТЫ






  1. Изучение нового материала:

Учитель предлагает выполнить следующее задание:

Из предложенных формул выберете те, которые вам еще не знакомы, чем они похожи и чем отличаются:

BaCl2, H2CO3, Mg(OH)2, CO2, AgNO3, Ca(OH)2, Na2SO4. (ученики отвечают, что все они содержат в составе металл и кислотный остаток)

Учащимся предлагается дать определение солей как класса химических соединений.

СОЛИ – ЭТО СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ КАТИОНОВ МЕТАЛЛОВ И АНИОНОВ КИСЛОТНОГО ОСТАТКА







Запись в тетради

Самая известная соль для человека – это пищевая (поваренная), или как говорят химики хлорид натрия, формула этой соли NaCl.

Рассказ ученика о поваренной соли

Поваренная соль

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

Учитель: Еще, как мы с вами выяснили, соли считают производными кислот и оснований, а как вы думаете, почему?

( ученики отвечают: они образуются из кислот (кислотный остаток) и оснований (металл))











Образование соли хлорид натрия

Основание кислота

Na+ OH-

H+ Cl-







СОЛЬ

Na+ Cl-







Зарисовать на доске или вывести при помощи экрана,

учащиеся записывают схему в тетрадь

Учитель. Сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают!



















Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей и проводят лабораторную работу, заполняя таблицу.

Название вещества

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

Формула

Растворимость

в воде

Карбонат кальция




CaCO3


Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос




CuSO4*5H2O


Хлорид натрия




NaCI


Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос




FeSO4*7H2O


Сульфат магния




MgSO4




Учащиеся после выполненной работы делают выводы. Соли представляют из себя твёрдые вещества, кристаллические, растворимые или не растворимые в воде, с разнообразным цветом.

Учитель: Как и все изученные вами вещества (оксиды, основания и кислоты) соли имеют названия, как же составлять названия солей?

Н

НАЗВАНИЕ КИСЛОТНОГО ОСТАТКА

МЕТАЛЛ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ



СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ ИЛИ ВАЛЕНТНОСТЬ МЕТАЛЛА

оменклатура солей











НАЗВАНИЕ СОЛИ







Кислотные остатки и их названия:

НАЗВАНИЕ

ФОРМУЛА

Хлорид

Cl-

Бромид

Br-

Йодид

I-

Фторид

F-

Сульфид

S2-

Сульфит

SO3 2-

Сульфат

SO4 2-

Нитрит

NO2 -

Нитрат

NO3 -

Карбонат

CO3 2-

Метасиликат

SiO3 2-

Ортофосфат

PO4 3-





ПРИМЕР 1: По таблице растворимости назвать соль

N aNO3

МЕТАЛЛ КИСЛОТНЫЙ ОСТАТОК

(НАТРИЙ) (НИТРАТ)

СОЛЬ: НИТРАТ НАТРИЯ (Т.К. У НАТРИЯ ЕДИНСТВЕННАЯ СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ +1, ОНА В СКОБКАХ НЕ УКАЗЫВАЕТСЯ)

Задание: самостоятельно назвать соль K2SO4 (сульфат калия)

ПРИМЕР 2: По таблице растворимости составить формулу сульфата алюминия Al2(SO4)3

При составлении формулы соли необходимо:

  1. расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;

  2. по правилу креста расставить коэффициенты.

  3. Чётные коэффициенты сократить.



  1. Закрепление изученного материала:

Задание 1: Составьте формулы:

Сульфат натрия, хлорид железа (III), карбоната кальция.

Задание 2: Дайте названия веществам:

Na2CO3, K3PO4, MgSO4.

Задание 3:

Определите степени окисления элементов в соединениях:

Ca(NO3)2, K2SO3, Li2CO3.

  1. Домашнее задание: параграф 21, №2,3 наизусть названия солей

Раздаточная памятка:

KCl – хлорид калия

KBr – бромид калия

KI – йодид калия

KF – фторид калия

K2S – сульфид калия

K2SO3 – сульфит калия

K2SO4 – сульфат калия

K2CO3 – карбонат калия

KNO3 – нитрат калия

KNO2 – нитрит калия

K2SiO3 – метасиликат калия

K3PO4 – ортофосфат каля



  1. Итоги урока, оценки.

































РЕФЛЕКСИЯ:

В ходе занятия учащиеся смогут:

- актуализировать знания по классам неорганических соединений;

- расширить представление о солях, рассмотрев состав и названия солей;

- самостоятельно приобрести и поделиться информацией о важнейших представителях неорганических солей;

- продолжить обучение определения с.о. элементов и зарядов ионов в сложных веществах (солях);

- начать знакомство с генетическими рядами металла и неметалла (без реакций);

- продолжить формирование навыков анализа понятийного аппарата, работы с СD – ресурсами (проводить поиск, обработку и систематизацию информации), участия в дискуссии, делать обобщающие выводы, практических умений и навыков;

- развивать умение понимать и принимать чужую позицию при работе в группе (воспитание толерантности, ценностного самосознания).















































Приложения:

  1. Таблица лабораторной работы

Название вещества

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

Формула

Растворимость

в воде

Карбонат кальция

Твердое

Белый

-

CaCO3

Нет

Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос

Твердое

Синий

-

CuSO4*5H2O

Да

Хлорид натрия

Твердое

Белый

-

NaCI

Да

Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос

Твердое

Белый с серым оттенком

-

FeSO4*7H2O

Да

Сульфат магния

Твердое

белый

-

MgSO4

да



  1. Ответы на задания закрепления:

  1. Na2SO4, FeCl3, CaCO3

  2. Карбонат натрия, фосфат калия, сульфат магния.

  3. Ca+2 (N+5 O-2 3)2, K+1 2 S+4 O-2 3, Li+1 2 C+4 O-2 3.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее