Дата проведения: 18 апреля 2018 г.
Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида …+6
Цели: 1.Рассмотреть случаи сложения 9+6, 8+6, 7+6, 6+6;
2. Провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11 и 12;
3. Развивать умение решать составные задачи.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся моделировать приём выполнения действия сложения с переходом через десяток , используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20, использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
УУД на уроке:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;
Познавательные: использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы; осуществлять синтез, как составление целого из частей ;
Коммуникативные: выражать свои мысли и действия; использовать речь для регуляции своего действия; строить понятные для партнёра высказывания;
Предметные: читать, записывать числа в пределах 20; уметь применять изученное правило.
Ход урока
I.Мотивация Настрой на урок.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Слушайте, запоминайте.
Ни минуты не теряйте.
Постарайтесь все понять
И внимательно считать!
Учитель. Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок математики.
К нам пришли гости.
– Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Знаешь–говори, не знаешь-слушай»
II. Актуализация знаний.
– Для того чтобы у нас не возникало больших проблем, а были только лишь большие открытия, необходимо провести математическую разминку.
Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. После выполненного вами задания вы будете получать букву, из которых мы в конце урока составим с вами слово. А какое, узнаем в конце урока. Как вы думаете, справимся мы с вами?
Будьте все внимательны,
А ещё старательны!
II. Актуализация знаний.
Устный счет Сосчитайте от 5 до 10
Сосчитайте от 11 до 16
А теперь сосчитайте от 20 до 9
А сейчас посчитайте от 14 до 20 через 1.
Молодцы! Игра «правильно неправильно»
Если ответ правильный вы поднимаете руку, а если не правильный, то молчите.
8 больше чем 4 (да, плюс)
10 это 6 да 4 (да, плюс)
Сумма чисел 9 и 3 равна 8 (нет, минус)
К 0 прибавили 4 и получили 5 (нет, минус)
У Насти было 8 шариков. Ей дали ещё 4 . У Насти стало 12 шариков (да, плюс). Прекрасно Вы справились
- Ребята, Я буду вам читать задачу, а вы должны, показать с помощью какого знака вы решите задачу. Готовы? Слушайте внимательно.
На склад привезли 8 мешков картофеля, а моркови на 4 мешка больше. Сколько мешков моркови привезли на склад?( +)
Осенью на новой улице посадили 17 лип, а рябин – на 10 меньше. Сколько посадили рябин? (-)
С первого куста сняли 16 помидоров, а со второго -6 . На сколько помидоров меньше сняли со второго куста, чем с первого?(-)
Миша поймал несколько рыбок. Когда мама взяла на уху 6 рыбок, у него осталось 10 рыбок. Сколько всего рыбок поймал Миша? (+)
Минутка чистописания
-Откройте свои тетради . Запишите число , классная работа. Не забывайте что в тетрадях нужно писать красиво и аккуратно. Тетради положите правильно спинки прямые.
1 3 5 7 9
11 13 15 17 19
- По какому принципу разделили числа на 2 группы?
Какие числа больше: верхнего ряда или нижнего?
Назовите самое маленькое двузначное число?
Назовите самое маленькое однозначное число?
Как одним словом назвать все эти числа?
Минутка чистописания: запишите самое большое двузначное число.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей? (6)
Шесть веселых медвежат)
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?( 5 )
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?(3)
Шесть весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? (4)
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки (3 и 3)
- Вы все внимательно слушали и думали над задачами? Состав какого числа встретился в текстах задач?
- Задачи эти не простые, они помогут нам справиться со следующим этапом работы на уроке.
III. Самоопределение к деятельности
-Прочитайте выражения, употребляя названия компонентов и результатов сложения и вычитания.
7+2 11-1
7+3 11-2
7+4 11-3
7+5 11-4
- Какие числа нужно прибавить к 7, чтобы значение суммы было однозначным числом? Назовите все возможные варианты.
- в каких выражениях получатся двузначные числа?
- Какие числа нужно вычесть из 11, чтобы получилось однозначное число?
- Сравните выражения каждого столбика. Что вы заметили?
- Как изменяются значения выражений? Почему?
-Продолжите первый столбик ещё на одно выражение.
- Какой пример у вас получился?
- Найдите значение.
Как к 7 прибавить число 6?
Хорошо! Определите тему урока. Какие задачи мы поставим перед собой? Чему вы должны научиться?
Откройте учебник на стр.69.Посмотрите на поля учебника. С чем сегодня на уроке мы с вами познакомимся?
- Правильно сегодня на уроке мы рассматриваем случаи сложения 9+6, 8+6, 7+6, 6+6
IV. Работа по теме урока.
Практическая работа. Вспомнить алгоритм действия
по частям
1. + до 10
2.+ другую часть
Давайте запишем пример 7+6
- Посчитайте сколько у меня на доске синих квадратов?(7)
Нарисуйте в своих тетрадях столько же синих кругов.
- Сколько надо прибавить к ним красных квадратов? (6)
- Как мы с вами будем прибавлять число 6? ( по частям)
- Сколько надо сначала прибавить? ( 3)
-Почему? ( потому что в верхнем ряду до 10 не хватает 3 квадратов.)
- Нарисуйте в верхнем ряду 3 красных квадрата.
-А сколько квадратов вы нарисуете в нижнем ряду?
- Значит, на какие части разложим число 6? ( на 3 и 3)
- Почему? ( потому что 6 это 3 и 3.)
-Итак , Сколько прибавим сначала? ( 3)
- Сколько получилось? (10)
- Сколько прибавим потом? (ещё 3)
Сколько получилось? (13)
- Итак, продолжите мою фразу чтобы прибавить к числу 6 надо…
- Итак, продолжите мою фразу, чтобы прибавить к числу 6 другое число надо прибавлять по частям (дополнить его до 10).
Вот мы с вами вывели правило, которое нам поможет при решении данных примеров.
2. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр. 69. Объясните, как к 9 прибавить 6 (будем прибавлять к 9 синим квадратам 6 красных квадратов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим ещё 5, так, как 6 это 1 и 5. 9+1=10, 10+5=15. Значит
9 +6= 15.)
Выполним № 1 на стр. 69
9+5=14 8+5=12 9+4=13 6+4-10=0
6+5=11 7+5=12 8+3=11 17-7-10=0 Ребята, когда мы устали, что надо сделать?
V.Физкультминутка
Если я буду говорить примеры, в которых ответ будет больше 10, то вы приседаете, если в примере ответ будет меньше 10, то вы прыгаете.
2+4 9-3 8+4 7+5 6+4
5+6 3+3 5+1 1
VI .Закрепление изученного материала
- Мы с вами поработали с примерами, а теперь давайте посмотрим, как нам эти числа пригодятся в следующих заданиях
- Прочитай задачу. С. 69 №2
- Какие слова ключики мы возьмём для краткой записи?
-сколько было яблонь? (8)
- А известно, сколько было груш? (нет)
- Но что про них нам сказано в задаче?
(Правильно, что их было на 2 больше)
- Прочитайте вопрос задачи снова.
К доске выходит ученик и решает с комментированием задачу.
Итак, сначала найдём, сколько груш было в саду.
8+2=10 (г.)
А затем во втором действии, сколько всего деревьев.
8+10=18 (д.)
Ответ: всего 18 деревьев.
Следующее задание примеры в цепочке работа в парах
Молодцы! С. 69 №5
- Какая цель урока была? Какое знание с вами открыли?
VII. Рефлексия
На партах у вас лежат кружочки двух цветов
- Кто справился со всеми заданиями, поднимают красный кружок, у кого были ошибки, но потом разобрались и исправили, зажгите зеленый кружок.
IX. Итог урока.
- Чему учились делать на уроке?
- Какие задания вызывали у вас затруднения?
- Какую работу вам бы хотелось выполнить еще?
- С каким настроением уходите с урока?
Окончен урок и вас ждет перемена,
И шум в коридорах опять.
Но хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать!