«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Словарь-справочник нормативно-правовых актов, обеспечивающих инклюзивную практику в образовательных организациях:

Словарь -справочник нормативно -правовых актов обеспечивающих инклюзивную практику в образовательных организациях

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Словарь-справочник нормативно-правовых актов, обеспечивающих инклюзивную практику в образовательных организациях:

- основные направления реализации инклюзивного образования (введение);

-НПА, регулирующие получение образования обучающимися с ОВЗ (перечень; аннотация).

Составители: Бондарева Любовь Владимировна, педагог-организатор, МОБУ СОШ № 54; Чувашова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, МОАУ СОШ №71, Муценко Наталья Игоревна, учитель-логопед, ГБОУ «Дом детства», Ольшевская Виктория Александровна, учитель начальных классов, МОАУ «Гимназия №2».

1.Основные направления государственной политики.

- создание оптимальных условий для получения образования;

- получение качественного, доступного, общего, профессионального образования;

- создание АООП;

- свобода выбора получения образования;

- повышение качества функционирования ПМПК;

- создание условий для взаимодействия ОО общего и специального образования;

- создание правовых и организационных условий;

- совершенствование системы дополнительного профессионального образования;

- привлечение абитуриентов-инвалидов в систему образования и содействие их трудоустройству;

2. НПА регулирующие получение образование обучающимися с ОВЗ.

  • Международные НПА.

Конвенция о правах ребенка:

Международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США.

Конвенция о правах детей-инвалидов.

Конвенция о правах инвалидов состоит из 50 статей. В статьях говорится о том, как взрослым, в особенности инвалидам и их организациям, и правительствам следует сотрудничать в целях обеспечения соблюдения в полном объеме прав всех инвалидов.

1.Право на образование, обеспечение беспрепятственного доступа, право на свободу и личную неприкосновенность наравне с другими.

  • Федеральные НПА.

Конституция РФ.

Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Законы:

- Федеральный закон о социальной защите детей-инвалидов в РФ от 24.11.95 №181.

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. (ст.15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», ст. 19 «Образование инвалидов».

- Закон об образовании в РФ от 29.12.12.13 №273

Вся структура данного закона основана на необходимость улучшения качества обучения и воспитания. Все начинается с дошкольного образования, которому законодатель уделил весьма существенное количество внимания. Он определил, что все родители, которые имеют желание заниматься семейным образованием, могут получить нужные консультации в бесплатном режиме в специальных государственных инстанциях. Школьное образование – важный этап жизни человека. И законодатель крайне внимательно отнесся к разработке всех элементов данного образования, чтобы сформировать структуру, достойную развивать все интеллектуальные и индивидуальные способности и особенности ребенка. (ст.2 «Основные понятия используемые в настоящем ФЗ», ст.3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ», ст.17 «Формы получения образования и формы обучения», ст.42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации», ст.44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников», ст.55 «Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность», ст.58 «Промежуточная аттестация обучающихся», ст. 59 «Итоговая аттестация», ст. 60 «Документы об образовании (или) о квалификации. Документы об обучении», ст.79 «Организация получения образования обучающимися с ОВЗ».

  • Правительственные НПА.

-Концепция от 17.12.08 №1662-Р

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

-основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учётом вызовов предстоящего периода;

-стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

-формы и механизмы стратегического партнёрства государства, бизнеса и общества;

-цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

-цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

-параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

-Письмо от Минобрнауки России от 11.03.2016 №В-452-07 «О введении ФГОС ОВЗ»

Подготовлены методические рекомендации по внедрению федеральных государственных стандартов НОО обучающихся с ОВЗ и образования лиц с умственной отсталостью. Обозначены основные ступени введения стандартов. Это создание рабочей группы по сопровождению внедрения, анализ требований к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающихся с ОВЗ, разработка необходимой документации, подготовка каждого члена педагогического коллектива через повышение квалификации; разработка необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения; мониторинг готовности к введению стандартов; информирование родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся; набор лиц. В рекомендациях освещены вопросы нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов. Обозначены права и обязанности родителей. Определены особенности реализации стандартов в условиях специальной школы. Приведены практические примеры и опыт работы экспериментальных площадок.

-Приказ Минобрнауки России от 19 12 2014 г №1599 ‘’Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)’’

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Он касается обучающихся с легкой умственной отсталостью, умеренной тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития, АООП разрабатывается на основе стандарта с учётом особенностей указанных групп обучающихся, психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Положения стандарта могут использоваться родителями в рамках семейного воспитания, а также на дому или в медицинских организациях. Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 01.09.2016. Лица, зачисленные до 01.09.2016 для обучения по адаптированным образовательным программам, обучаются по ним до завершения обучения.

-Письмо Минобрнауки России от 23.03.2000 №27,901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения».

В своей деятельности члены ПМПк руководствуются:

Уставом учебного учреждения,

-договором между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося;

-договором ПМПк –ТМППК- ЦПМПК

В этих нормативных документах определена деятельность консилиума и перечень необходимой документации.

Основное требование к его деятельности – понимание всеми специалистами, работающими в составе ПМПк, задач и стратегий развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность их действий в работе консилиума.

Деятельность консилиума руководствуется следующими нормативными документами:

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

-Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

-Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающими, имеющих сложный дефект».

-Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003г. № 28-51-513/16 (методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).

-Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 22.05.1999г. № 27/598-6 «О нормативно-правовых основах организации деятельности ПМПк в системе образования РФ».

  • Региональные НПА.

Постановление Правительства Оренбургской области от 12.05.2014 г. №290-пп «О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013г. №73-пп «Об утверждении государственной программы Оренбургской области «Доступная среда» на 2014-2020годы.

Обеспечить доступ детей с ОВЗ к получению образования ОО.

Приказ МО Оренбургской области от 30.04.2015№ 01-21/956 «О создании организационно-управленческих условий введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО.

Условия организации обучения детей с ОВЗ.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее