Тема: Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Цель: планируется, что по окончанию урока учащиеся будут
знать:
- о словах, обозначающих предметы, признаки и действия предметов;
уметь:
- находить слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов;
- содействовать развитию орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся;
- способствовать воспитанию организованности и собранности, чувства товарищества.
Ход урока
І. Организационный момент. 1 мин
Учитель. Прозвенел долгожданный звонок
Вас, ребята, позвал на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
Сегодня на уроке мы будем писать, рассуждать, думать, отвечать. А что бы всё это у вас слаженно и хорошо получалось, пусть вашими спутниками на уроке будут усердие, аккуратность, старание и терпение.
ІІ. Проверка домашнего задания. 5 мин
Учитель. Прочитайте полученные предложения. Какие буквы вы вставили в слова? Правило? (чк, чн пишутся без ь).
Учитель. На какие вопросы отвечают слова, которые вставили? Что обозначают эти слова? (действия)
- Ребята, кроме слов, которые обозначают действия предметов, что еще могут обозначать слова? (предметы, признаки)
- На какие вопросы отвечают слова-предметы? (кто? что?)
Найдите в домашнем задании?
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки? (какой? какая? какое? какие?)
- Найдите их в домашнем задании?
V. Сообщение темы и цели урока. 3 мин
Учитель.
- Ребята как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?
- Сегодня на уроке мы совершенствовать умения в нахождении слов-предметов, признаков, действий?
- А как вы думаете, что поможет нам правильно выделить эти слова? (вопросы)
- Молодцы.
- Сегодня на уроке мы будем с вами закреплять умения находить эти слова.
- А как вы думаете? Для чего нужны нам эти знания? (чтобы правильно писать, говорить, грамотно писать…)
- Молодцы.
ІІІ. Орфографическая работа. 7 мин
Хоровое чтение (на доске).
Туш..те свет — настал для фокуса черед.
Туш..те свет! Обман — мы знаем наперед.
Неуловим обман, как глаз не напрягай.
- "Неуловим...", - лукаво вторит попугай.
Непогреш..м в своей работе без натуг,
И от душ.. — "УРА" ему за ловкость рук.
Учитель.
- Объясните правописание пропущенных орфограмм?
- Молодцы! (жи, ши пиши с буквой и)
- Назовите слова – названия предметов? (Фокус, черед, обман, свет и т.д.)
- Назовите слова – названия действий предметов? (Настал, тушите, знаем и т.д.)
- Найдите слово, в котором звуков больше, чем звуков? (ловкость)
- Объясните, почему в этом слове звуков меньше, чем букв?
- Молодцы! (ь звука не имеет)
ІV. Чистописание.
Запись на доске.
ш ши
2. Комментированное письмо.
-Назовите слова, в которых есть слоги, только что прописанные вами (Учащиеся называют слова и записывают их с комментированием в тетрадях).
Тушите, непогрешим, души.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять –руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
VІ. Обобщение изученного материала.
Учитель. Ребята, а вы любите фокусы? Сейчас мы познакомимся с рассказом, который так и называется «Фокус».
Работа по учебнику.
Упражнение 71, с.47
Читаю задание и текст сама.
Задание в тексте:
Учитель: Девочки найдите слова, которые отвечают на вопрос что делает?
Поставьте прямо в тексте простым карандашом точку возле этого слова;
Учитель: Мальчики слова, которые отвечают на вопрос что сделал?
Что делает? (пытается, тянется, путается, не понимает)
Что сделал? (положил, протащил, разыграл)
- Запишите эти слова в два столбика…
- Разделите текст на две части.
- В какой части описываются события? (в первой). В какой части объясняется фокус? (во второй). Перескажите текст.
Физкультминутка для глаз.
«Волшебный сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
Дифференцированная работа по выбору.
Задание 1
Прочитайте слова. Запишите их в три столбика по вопросам: спелый, волк, собирает, вода, купались, красивая.
1)кто? что 2) какая? какое? что делает? что делали?
Задание 2
Спишите, дописывая по два слова, отвечающих на вопросы какой? какая?
Ландыш _________________________________________________
Речка ___________________________________________________
Задание 3
К словам, обозначающим предмет, подберите и запишите несколько слов, обозначающих действия предмета.
Зима _____________________________________________________
Рыбки ___________________________________________________
Встаньте:
- Кто выбрал первое задание? 1 ученик возле доски
- Кто выбрал второе задание? 1 ученик возле доски
- Кто выбрал третье задание? 1 ученик возле доски
Проверка каждого задания.
Итог урока. Рефлексия.
-Какая тема была? Беру арбуз и обобщаю?
-Назови предмет? Докажи? Вопрос?
-Назови признак? Докажи? Вопрос?
-Назови действие? Докажи? Вопрос?
Бросаю, называю предмет с вопросом? (доказательство, к слову поставить вопрос)
- Достигли ли мы цель урока?
Лесенка настроения. Смайлики.
Домашнее задание.
Упражнение 74, с.48
-Что нужно для того, чтобы найти слова-действия?
Метод «Закончи фразу».
Учитель: Продолжите мою фразу: «Я буду с другом…».
Учитель: Я хочу закончить урок словами Цицерона: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – всё равно, что лишить мир солнечного света». Дорожите дружбой!.
Учитель: Спасибо за урок.