«Осенний фестиваль знаний 2024»

Схема на тему: "Эмпирические методы исследования"

Схема на тему: "Эмпирические методы исследования"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

по МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

ГРУППЫ Ш-32

Мельниковой Валерии Дмитриевны







Преподаватель: Великановская Людмила Анатольевна

Ейск,2020г.

Содержание

Введение 3

Наблюдение 4

Беседа 7

Интервьюирование 10

Анкетирование 12

Изучение продуктов деятельности 16

Социометрия 18

Заключение 20

Использованная литература 21



Введение

Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании. Правильность применения метода подразумевает два аспекта:

- владение данным методом;

- умение исследователя выбрать наиболее эффективный метод исходя из существующих условий исследования, конкретной исследовательской задачи.

При выборе методов педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

·    совокупность методов (для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов исследования);

·   адекватность методов существу изучаемого явления, предполагаемым результатам, возможностям исследователя;

·   ненанесение вреда (запрет использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагогическому процессу).

К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.  







Наблюдение

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.

Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.

Вся проблема педагогического наблюдения сводится не к спорам (можно или нельзя применять его), а к разработке методики, наблюдения и проверке результатов в педагогической практике. Практика является лучшим средством проверки объективности разработанной методики наблюдения. Поскольку педагогическая практика способна оценить лишь закончившееся наблюдение, перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения.


Пример

Программа педагогического наблюдения за деятельностью и поведением учащихся __ класса.

Дата __________

Время ____________

Урок (мероприятие): русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, игра, иностранный язык, технология, перемена.

Количество учащихся ___

Цель: выявление уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода наблюдения.

Задачи: 

  • провести наблюдение за динамикой работы школьников на уроке;

  • осознанно ли выполнение установленного в данной деятельности порядка;

  • добровольно ли выполнение правил, установленных коллективом недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.);

  • соблюдаются ли правила поведения при изменении обстановки;

  • выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля; умение организовать свою деятельность;

  • умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства;

  • умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности;

  • соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности;

  • планирование своих действий и разумное их чередование;

  • рациональное расходование времени с учетом обстановки;

  • умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Объект:  деятельность и поведение младших школьников в образовательной деятельности.





Беседа

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе

Беседа – это вопросно – ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах учебно – воспитательного процесса: для сообщения новых знаний, для закрепления, повторения, проверки и оценки знаний.

Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с испытуемым на определенную тему

Пример

Беседа (с родителями)

Тема: Расскажите о своем ребенке

Диагностические возможности.

Беседы позволят получить первое представление о ребенке.

Материал: протокол с перечнем вопросов, ручка.

Ход беседы

Психолог в индивидуальной беседе с родителями будущего первоклассника решает задачу комплексного и подробного (детального) ознакомления с той атмосферой, в которой пребывал ребенок, с особенностями его развития и уровнем предшкольной подготовки.

По результатам беседы оформляется протокол с достаточно полными, содержательными, существенными ответами родителей на вопросы психолога.

Опросник

Ф. И. О. ____________

Дата рождения ________

Пол_____

Дата обследования_______

Место проведения диагностики

1. Назовите фамилию, имя и отчество вашего ребенка.

2. Каков состав вашей семьи? Есть ли у ребенка старшие братья или сестры, которые учатся в школе?

3. Кто в основном занимается воспитанием ребенка?

4. Посещал ли ребенок детский сад (если «да», то с какого возраста, охотно ли ходил туда)?

5. Нет ли расхождений во взглядах членов семьи на воспитание?

6. Какие методы воспитания (поощрения и наказания) применяются в семье и как на них реагирует ребенок?

7. Какие игры он предпочитает – подвижные или настольные (типа конструирования), индивидуальные или коллективные, с участием других детей или взрослых?

8. Насколько он самостоятелен – умеет занять себя или постоянно требует внимания взрослых?

9. Выполняет ли какие-либо обязанности по дому?

10. Как ребенок общается со сверстниками – есть ли у него друзья и приходят ли они к нему в гости?

11. Проявляет ли он инициативу в общении или ждет, когда с ним заговорят, а может быть, и вообще уклоняется от общения?

12. Охотно ли дети принимают его в игру, часты ли конфликты?

13. Как ребенок общается со взрослыми – с членами семьи и с малознакомыми людьми?

14. Есть ли у ребенка стремление идти в школу, торопит ли он
с покупкой школьных принадлежностей или не вспоминает об этом?

15. Просит ли ребенок показать ему буквы или вообще научить чему-либо, что связано с обучением в школе?

16. Как родители готовили ребенка к школе?

17. Знает ли он буквы (все или некоторые)?

18. Умеет ли он читать, считать (в каких пределах), складывать, вычитать?

19. Есть ли у ребенка стремление идти в школу?

20. Расскажите о ребенке то, что сами считаете важным, характерным для него.


Процедура проведения.

Беседа проводится без ребенка. Желательно побеседовать с обоими родителями. Беседа должна носить как можно более доверительный, неофициальный характер, чтобы у родителей не возникало стремления представить своего ребенка «в лучшем свете».

Вопросы не следует зачитывать по бумажке. Записи лучше делать не во время разговора, а после ухода родителей.

Если нет возможности провести подробную беседу, можно ограничиться анкетой, которую родители заполняют письменно.



Интервьюирование

Интервью – метод сбора первичной информации в педагогических исследованиях. В интервью один человек (интервьюер) стремится получить информацию от другого (воспитанника или группы воспитанников) в условиях речевого взаимодействия. 

В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели заданы «извне» программой и задачами конкретного педагогического исследования. Специфика интервью заключается в том, что полученная информация в некоторой степени формируется в процессе общения интервьюера с опрашиваемым и потому несет на себе отпечаток этого общения. От характера последнего, тесноты контакта и степени взаимопонимания основном зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.


Пример

Цель: отыскать «сокровище» в своем партнере по интервью.

Взять интервью у членов своей группы. Количество участников интервью не ограничено. Вопросы можно задавать в любом порядке и по своему выбору.


№ вопроса

Вопрос

Кто из собеседников…

Ответ / имя собеседника

1

Вырос в семье, где более 3 детей?


2

Назван в честь отца/ матери?


3

С детского возраста должен был взять на себя обязанности по уходу за младшими детьми в семье?


4

Любит борщ?


5

Говорит на трех языках?


6

Побывал за свою жизнь в других странах? (каких?)


7

Умеет доить корову?


8

Помнит наизусть хотя бы три стихотворения А.С. Пушкина?


9

Любит танцевать народные танцы?


10

Ежедневно читает газету? Смотрит программу «Вести»?


11

Верит в то, что «старый друг лучше новых двух»?


12

Любит петь, моясь в душе?


13

С детства мечтал завести собаку и до сих пор не исполнил свою мечту?


14

Кому в детстве рассказывали много народных сказок?


15

Для кого физкультура – самый любимый школьный предмет?


16

Чье детство прошло в деревне?





Анкетирование

Анкетирование - метод сбора информации об изучаемом объекте во время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) педагогического общения педагога и респондента (опрашиваемого) путем регистрации ответов респондентов на сформулированные педагогом вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

С его помощью можно получить информацию, не всегда отраженную в документальных источниках или доступную прямому наблюдению. К анкетированию прибегают, когда необходимо, а часто и единственным источником информации является человек - непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явлений или процесса.


Пример

Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников»

Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как состовляющей одного из показателей личностных УУД.

Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.

Инструкция для учащегося. Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

Анкета для учащегося

Дата _________________________

Ф.И. _________________________

Класс _______________________

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает

Внешний мотив - 0 баллов.

Игровой мотив - 1 балл.

Получение отметки - 2 балла.

Позиционный мотив - 3 балла.

Социальный мотив - 4 балла.

Учебный мотив - 5 баллов.

Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения. Он заносится в сводный оценочный лист.

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние:

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV - сниженный уровень мотивации учения;

V - низкий уровень мотивации учения.


Изучение продуктов деятельности

Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так, помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т.д. С помощью этого метода можно не только установить наличие и количество продуктов деятельности, но и выявить специфические свойства, характеризующие личность субъекта, создавшего тот или иной продукт.


Пример

Соберите сочинения и рисунки на заданную тему среди определенной выборки. В зависимости от параметров, по которым будут анализироваться материалы исследования, необходимо знать возраст, пол или иную характеристику авторов произведений, существенную для дальнейшего сопоставления. Отражаясь в художественных или публицистических формах, понимание тех или иных явлений и проблем становится весьма наглядным и интересным для изучения.

В качестве вариантов можно предложить темы:

1) для сочинений – рассказ от лица животного или растения (исследование восприятия и понимания природы как самостоятельного от человека явления); рассказ "Прогулка по лесу" (исследование соотношения позиций человека, природы и человека в природе); рассказ как продолжение фразы "Рассматривая бегущего муравья, я подумал..." (исследование ассоциаций, связанных с природой) и т.д.;

2) для рисунков – "Человек на природе" (исследование понимания взаимоотношений человека с природой); "Экология" (исследование понимания экологии и ассоциативного ряда, связанного с ней); "Мир вокруг нас" (исследование восприятия окружающего человека мира, насколько человек в своем сознании связан или оторван от природы) и т.д.

При обработке собранных материалов исследования важно четко определить параметры анализа. В тексте выделяются смысловые единицы анализа, обобщенные по категориям и поддающиеся обсчету. Порой существенной характеристикой является встречаемость тех или иных слов на общее число слов.

При статистической обработке случаев помогают таблицы, в которые по определенным критериям заносятся количественные данные по заданным характеристикам.

В табл. не представлен алгоритм анализа имен существительных, поскольку выделенные параметры могут быть выстроены именно в отношении к ним. Существует множество вариантов обработки, анализа и интерпретации текста, по в нашем случае мы ограничимся только высказанным упоминанием.

Категории и параметры анализа продуктов деятельности определяются в зависимости от темы, проблемы и цели исследования.



Социометрия

Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе. Метод социометрии не требует больших временных затрат – не более 15 минут, при этом он позволяет установить популярность – непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группу, оценить поведение людей в коллективной работе.

Надежность социометрической процедуры зависит от правильного выбора критериев и оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования такова. После постановки задач исследования формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. В ходе социометрии не может быть полной анонимности. Вопросы заносятся на карточку или предлагаются устно. Испытуемый обязан ответить на вопросы, исходя из собственных симпатий – антипатий, доверия или недоверия.


Пример

Цель: Выявление «социометрических позиций» учащихся, т.е. авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».

Структура методики: Обучающимся предъявляются так называемые социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов учебной группы (на каждый вопрос- 3 фамилии одноклассников, кроме собственной фамилии).

Содержит вопросы для изучения учебно-деловых отношений:

1) К кому из ребят твоего класса ты бы обратился за помощью в решении учебных вопросов?

2) Кого из ребят твоего класса ты бы выбрал командиром?

3) С кем из ребят твоего класса ты хотел бы жить в одном доме?

4) Кого из ребят твоего класса ты бы пригласил на свой день рождения?

Процедура исследования и обработки результатов:

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.


Заключение

Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования. Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию об объекте. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.

Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения.





Использованная литература

Учебные пособия:

1. Педагогика.

Сластенин В.А. и др. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. –

М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 576 с.

Интернет ресурсы:

1. http://seminarium.ru/answers/3161

2. https://infourok.ru/test-na-proverku-urovnya-gotovnosti-rebyonka-k-obucheniyu-v-shkole-1023478.html

3. https://shkolazhizni.ru/family/articles/10766/

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/05/31/gotovnost-rebenka-k-obucheniyu-v-shkole




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее