«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Сказочное панно «Подводный мир и его обитатели»

Занятие "Сказочное панно "Подводный мир и его обитатели" расчитанно на учащихся 5 класса.

Основные используемые методические приемы:

  1. Игровой момент - имитация детьми подводных животных с помощью головного убора с изображением подводного жителя. Рассказ о нем и обыгрывание от первого лица.
  2. Игровой момент – «Превращение основных цветов в дополнительные» (группа ребят выступают в роли волшебников.)
  3. Практическая работа (роспись морских обитателей).
  4. Игровой момент - Сказка про осьминога (коллективное обыгрывание сказки), разгадывание кроссворда - проверка теоретических знаний.
Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Управление образования Администрации г.о. Электросталь

Московской области

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №17»









Методическая разработка занятия:

Тема: «Сказочное панно «Подводный мир и его обитатели»


С использованием элементов педагогических технологий:

технология коллективно-творческой деятельности; игровые технологии)

(по программе «Разноцветная палитра»)

Для учащихся 5 классов



Автор:

Учитель изобразительного искусства:

Кузмичева Наталья Александровна

















2018 год

План-конспект занятия

по разделу: «Лепка из соленого теста»

Тема занятия:

«Сказочное панно «Подводный мир и его обитатели»

С использованием элементов технологий: игровые технологии; технология коллективно-творческой деятельности

Для учащихся 5 класса


Время занятия: 2 часа.

Данное занятие является итоговым в разделе: «Лепка из соленого теста».


Тип занятия: комбинированный.

Цели занятия:

  1. Повысить интерес у детей к созданию коллективного сказочного панно через игровую технологию.

  2. Воспитать бережное отношение к живой и неживой природе.

  3. Развить эмоционально-чувствительное восприятие мира.


Задачи:

  1. Закрепить навыки лепки из соленого теста, включая его приготовление, сушку готовых изделий.

  2. Познакомить с некоторыми обитателями подводного мира.

  3. Закрепить технику росписи изделий из соленого теста.

  4. Научить самостоятельно выбирать колорит росписи для выбранного подводного обитателя в зависимости от основного тона.

  5. Совершенствовать умения в создании композиции, гармоничного размещения деталей на коллективном панно.

  6. Научить детей расслабляться, используя игровые моменты.

  7. Закрепить теоретические знания курса.

  8. Обогатить эмоционально-личностную сферу ребенка с привлечением литературных, музыкальных художественных образов.

  9. Создать психологически-комфортную обстановку на занятиях.


Формы обучения: индивидуальная, групповая.


Используемые на занятие педагогические технологии, методы:

  1. Технология коллективно-творческой деятельности.

  2. Игровые технологии.

  3. Метод единства восприятия и созидания.

  4. Метод сравнения и ассоциаций.

  5. Репродуктивная деятельность.

  6. Частично-поисковый метод.

  7. Метод художественного анализа.

  8. Самоанализ, формирование адекватной самооценки.

  9. Объяснительно-иллюстративный метод.

  10. Игровой метод.

  11. Эмоциональное воздействие и мотивирование на творческую деятельность

Методические приемы:

  1. Игровой момент - имитация детьми подводных животных с помощью головного убора с изображением подводного жителя. Рассказ о нем и обыгрывание от первого лица.

  2. Игровой момент – «Превращение основных цветов в дополнительные» (группа ребят выступают в роли волшебников.)

  3. Практическая работа (роспись морских обитателей).

  4. Игровой момент - Сказка про осьминога (коллективное обыгрывание сказки), разгадывание кроссворда - проверка теоретических знаний.

  5. Чтение стихов, слушание музыки, диалог.

  6. Коллективная компоновка панно.


Оборудование и материалы: ноутбук для музыкального сопровождения, литература с иллюстрациями по подводному миру, карточки с описанием морских животных, плакат – имитация панно «Подводный мир», головные уборы и поделки из соленого теста с изображением морских обитателей , выполненные детьми; гуашь, палитра, кисти, банки с водой, тряпка, клеенка, клей.


Музыкальный ряд:

Музыкальное сопровождение практической работы и обыгрывание сказки.

Литературный ряд:

    1. О.М. Газина. Экологическая азбука для детей. Жизнь морей и океанов. Москва, Школьная пресса. 2000 г.

    2. Игорь Акимушкин. Природа - чудесница. Москва. Малыш. 1988 г.

    3. Е. Данкевич. Лепим из соленого теста. Санкт-Петербург. Кристалл. 2001г.

    4. М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский дом МСП. 2007 г.

    5. Ирина Хананова. Соленое тесто. Фантазия из муки, соли и воды. Москва, АСТ-Пресс. 2005 г.

    6. И. А. Лыкова. Журнал «Морская лепилка. Азбука самоделок». Москва. Издательский дом «Карапуз».

    7. Журналы для умелых ребят «Коллекция идей». Москва. ЗАО ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА. 2008 г.

    8. Энциклопедия «Подводный мир».

    9. Журнал «Наука и жизнь». Москва. 1988 г.

    10. Н.Сладкое. В подводном лесу. ДЕТИЗДАТ. Москва. 1960 г.

    11. С. Сахарнов. Кто в море живет. Москва. Малыш. 1980 г.


План занятий.

  1. Организационный момент (преподаватель встречает детей, гостей, дает задания детям).

  2. Основная часть.

  • Повторение пройденного материала (стихи, рассказы детей о характерных особенностях подводных обитателей, выбранных ими для лепки).

  • Изучение нового материала: рассказ детьми о своем морском обитателе, рассказ педагогом сказочной истории; выбор сюжета панно.

  • Практическая работа: повторение основных цветов и их превращений; раскраска обитателей морей и океанов; компоновка панно и клейка.

    1. Заключительная часть.

  • Значение коллективной работы. Кроссворд.

  • Уборка рабочих мест.

  • Прощание с участниками открытого урока.

Подготовительный этап: на предыдущих занятиях дети вместе с педагогом готовили тесто; лепили морских обитателей по выбору, используя в качестве пособия иллюстрации из энциклопедии «Подводный мир»; рисовали панораму подводного мира на оргалите; расписывали фон воды гуашевыми красками.



Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог встречает детей и гостей в классе:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Здравствуйте, дорогие гости.

Сегодня мы опять в гостях у обитателей подводного мира. Нам надо будет создать «Сказочное панно «Подводный мир и его обитатели».


Цель нашего занятия – «оживить» наших морских героев, передать их цвет, характер с помощью замечательного вида изобразительного искусства - живописи и воссоздать сюжет нашей сказки на панно.

Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к занятию (ученики одевают головные уборы).


2. Основная часть.

Педагог: На предыдущих уроках мы с вами лепили обитателей морей и океанов, готовили фон подводного мира на орголите для коллективного панно.

Перед практической работой каждый из вас попробует рассказать о своем обитателе от первого лица, как будто выбранное вами животное - это вы и обыграть его движение, поведение на дне океана, у поверхности воды, на глубине.

Ребята, подготовьтесь, пожалуйста. (ученики одевают головные уборы)

Ученик 1: А я осьминог. Некоторые меня зовут гигантским кальмаром, а некоторые спрутом. Я бываю очень большим до 18 метров. У меня 8 длинных щупальцев с присосками и когтями, лицевая часть в виде мощного клюва. Я имею отличное зрение, могу изменять окраску, чтобы запугать жертву или стать незаметным . Умею стрелять чернильной жидкостью для защиты. А мой сильный яд парализует добычу.

Ученик 2: Я золотая рыбка. Среди других водных обитателей я выделяюсь не только яркой желто-оранжевой окраской, но и необычным легким, воздушным, прозрачным хвостом и крупными глазами. Меня вывели японцы из серебристого КАРПА .Мои сестрички - вуалехвост и телескоп.

Ученик 3: Я необычная рыба - конек морской. Я напоминаю шахматного коня. Плаваю я вертикально, у меня рот вытянутый в трубочку, тело покрыто не чешуей, а широкими щитками. Хвост, усаженный иглами, помогает мне прикрепляться к растениям, среди которых я кормлюсь.

Ученик 4: Я звезда морская. У меня очень яркая окраска. Мы никогда не прячемся. От врагов нас спасает твердый панцирь, но наши тела отличаются гибкостью всех частей, особенно лучей. С их помощью мы передвигаемся, присасываемся к добыче и открываем створки раковин моллюсков.

Преподаватель благодарит и добавляет:

Неохотно и несмело

Продвигается вперед

Эта звездочка, подружка,

Корм в желудочек кладет.

Ученик 5:Я медуза. Мы нежные и очень красивые, похожие на студенистые зонтики. Мы можем быть от 3 миллиметров в диаметре до 2 метров. По краям зонтиков у нас располагаются щупальца, длина которого достигает до 30 метров. Некоторые дети считают нас вредными созданиями, но это не так. Питаясь мелкими морскими животными, мы не наносим вреда. Зато сами постоянно страдаем. Даже самые маленькие рыбки могут навредить нам, откусив все щупальца.

Ученик 6: Я рак отшельник. Я не имею твердого панциря, как у других каков А защищать свое мягкое тело надо. Я поселяюсь в покинутую раковину другого животного и стараюсь никогда не покидать выбранного убежища. Я сажаю на раковину актинию, которая защищает меня своими щупальцами и получает за это кусочки добытой пищи.

Ученик 7: Я дельфин. Я морское животное. У меня гладкая и упругая кожа. Легко и стремительно я двигаюсь в воде. Своих детенышей я выкармливаю молоком. Человек считает меня самым умным и полезным животным. Я могу находить затонувшие корабли, загонять в сеть рыбу, спасать утопающих.

Нас прозвали морскими акробатами за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко исполнять различные трюки.

(после выступления каждого ученика учитель благодарит его)

Ученик 8: Я мурена. Толстая, длинная рыба. Меня можно сравнить с огромной змеей. Днем я сплю в глубоких норах, а ночью выхожу на охоту .Темная окраска тела почти незаметна на каменистом дне. Притаившись у скал, я терпеливо поджидаю свою добычу: мелких рыб, крабов и даже небольших черепах.

Ученик 9: Я актиния. Я не растение, а хищное и ядовитое животное. Я похожа на красивый цветок на толстой ножке, но со мной надо быть осторожным. Я могу причинить боль даже человеку, потому что в моих щупальцах, похожих на лепестки, содержится яд. Я парализую мелких рыбешек и рачков и отправляю себе в рот.

Педагог:

Актиния пушистая раскинулась кругом,

Как розочка душистая махнула лепестком.

Ученик 10: Я карал. Мы морские неподвижные животные. Живем большими группами на скалах. Имеем очень яркие расцветки: белый, розовый, ярко-красный.

Ученик 11: Я двухстворчатый моллюск. А зовут меня жемчужница. Люди стараются достать со дна моря мои раковины, в которых маленькие песчинки превращаются в жемчужины - великолепные перламутровые шарики, используемые для украшения. Моя польза еще и , в том что я являюсь одним из естественных фильтров, очищающих морскую воду от мельчайших организмов.

Педагог:

Солнце смотрит через воду, преломляясь в волнам,

Освещая белый жемчуг в каменистых берегах.

Ученик 12: Я акула-хищник. У меня очень острые зубы. Мы собираемся большими стаями, обитаем в глубинах морей и океанов. Мы питаемся рыбами ,можем напасть на тюленя ,на большую черепаху, и даже на человека.

Ученик 13: Я морская черепаха. Все тело спрятано под панцирем. От своей сухопутной родственницы я отличаюсь тем, что в место ног – настоящие ласты ,а передние ласты длиннее задних . Я превосходно плаваю на любой глубине .

Будущее потомство, яйца, откладываю на берегу, в горячем песке.

Педагог продолжает:

Спасибо вам, дорогие ребята. Перед тем, как начать оживлять наших животных, вспомним основные цвета и их превращения.

(четыре ученика выходят к доске)

Педагог:

Какие цвета являются основными и почему?

Ученик-1: красный, желтый, синий. С помощью этих цветов можно получить все дополнительные цвета.

Учитель:

Три цвета, три цвета, три цвета, Ребята, не мало ли это? А где нам зеленый, оранжевый взять?

Ученик-2 (смешивает в стаканчике синий и красный цвета):

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной вот этой

Получим мы цвет..

Все ученики :

Фиолетовый.

Ученик-3 (смешивает синий с желтым): А синий мы с желтым смешаем, Какой мы цвет получаем? Все ученики: Зеленый.

Ученик-4 (наглядно показывает):

А красный плюс желтый

Для всех не секрет

Дадут нам, конечно..

Все ученики:

Оранжевый цвет.

Педагог:

Вот, берите краски в руки

И под музыку от скуки

Чтобы было веселей,

Яркой краски не жалей.

(включается музыкальное сопровождение - шум моря; ребята начинают работать с красками)

Во время работы педагог следит, чтобы ребята выполняли работу не спеша, аккуратно; дает советы, подсказывает и контролирует. Ребята по указанию учителя работаю, по возможности, и с цветным тестом (лепят водоросли, ракушки и т.д.)

Педагог: Вы закончили раскрашивать своих животных. Молодцы! Но что бы составить сюжетное панно, мы с вами вспомним сказочную историю «Как осьминог искал друга», и вы мне поможете ее обыграть, ведь у каждого из вас есть своя роль в этой сказке.

(Педагог рассказывает сказку, а ребята по сценарию обыгрывают свою роль выходя к доске.)

Глубоко-глубоко под водой, под большим камнем жил осьминог, у которого, как всем известно, было восемь ног, или правильнее сказать, щупальцев. Осьминог очень гордился таким большим количеством щупалец и считал себя самым сильным и красивым. Осьминог жил совсем один и у него не было друзей. Осьминогу было очень скучно жизнь одному под камнем, найти друга по душе он не мог.
Однажды проплывала мимо камня золотая рыбка. Увидел ее осьминог и предложил ей подружиться с ним. Рыбка только рассмеялся: "Ты ведь не рыба, у тебя не плавники, а какие-то щупальца, да и хвоста у тебя нет, как ты можешь дружить со мной." Осьминог огорчился, а рыбка уплыла.
Вскоре мимо камня проплыл морской конек. Осьминог тоже предложил коньку дружбу, но коньку было некогда ,он искал свою спутницу и очень торопился «Как-нибудь, в другой раз.»-тихо произнес конек.
Потом, осьминог решил подружиться с морской звездочкой, но у нее было только пять лучиков-ножек, а этого для дружбы оказалось маловато.
В один из дней осьминог заметил медузу недалеко от камня, у медузы было много щупалец, столько, что не сосчитать. Осьминог подплыл к медузе и заговорил с ней, но она ничего не ответила. Медузы вообще не разговорчивы...
И вот, однажды мимо камня проползал маленький рак-отшельник, осьминог увидел его, и, конечно, не мог не заметить, что у рака тоже восемь ног, да еще и две клешни. Осьминог поздоровался и предложил ему дружбу. С тех пор рак и осьминог часто играли вместе. Их любимой игрой были пятнашки. Сначала осьминог догонял рака, а потом рак осьминога. Часто приплывал дельфин, наблюдал за игрой, а иногда резвился вместе сними. Мурена, оскалив пасть и спрятавшись за камень, так и норовила откусить хоть одну щупальцу у осьминога, но не решалась. Актинии и кораллы и двухстворчатый моллюск молча наблюдали неподалеку. Но как-то раз, рак случайно  схватился клешней за щупальцу осьминога, да так сильно, что осьминог закричал от боли: "Что ты делаешь! Больно!". Обиделся осьминог на рака и прогнал его: "Нет, клешни - это все-таки не ноги, не сможем мы с тобой дружить".
Осьминог опять загрустил. Но что это, над осьминогом стрелой пронеслась акула. Она не просто быстро проплыла, акула гналась за золотой рыбкой, да, да за нашей знакомой, которая не желала дружить с осьминогом.
«Надо спасать рыбку» - подумал осьминог. Ловким движением щупальцев треснул акуле по носу, да так сильно, что та и не стала больше преследовать золотую рыбку, а быстро уплыла. Рыбка была очень благодарна осьминогу и предложила ему свою дружбу. Осьминог был очень счастлив и вместе с рыбкой построили из камушек двухэтажный домик-первый этаж для осьминога, второй -для рыбки. С той поры осьминог и золотая рыбка дружно живут вместе.


Педагог продолжает: Молодцы ребята! Каждый из вас хорошо справился со своей ролью. А теперь разместим морских животных на заготовленное панно так, чтобы была отражена часть сюжета нашей сказки.

Педагог продолжает:

Ребята наклеивают своих животных на панно, учитель подсказывает и дополняет.

Работа проводится под музыкальное сопровождение.

Педагог:

Мы получили панно не только как обзорное подводного мира с его обитателями, но и сюжетное.

3. Заключительная часть.

У нас получилась коллективная работа, в которую каждый из вас вложил свою душу. А я теперь имею друзей не только среди морских обитателей, но и среди людей и надеюсь, что никто из Вас никогда не причинит вред не только обитателям подводного мира, но и всем животным.

Это наше последнее занятие по данному разделу, а для проверки ваших теоретических знаний разгадаем кроссворд.

Если Вы правильно ответите на вопросы кроссворда, то по вертикали вы получите слово, обозначающее публичный показ художественных произведений.









1





1


3

А

М

Е

Ш

И

В

А

Н

И

Е

2


М

А

С

Л

Я

И

Ы

Е




3






Т

Е

С

Т

О



4





К

И

С

Т

И




5







П

А

Н

Н

О


6







Ц

В

Е

Т



7

X

У

Д

О

Ж

Н

И

К





8




С

Т

Е

К

А






По горизонтали:

  1. Один из методов работы с тестом.

  2. Краски, применяемые в живописи.

  3. Материал для лепки.

  4. Инструмент художника.

  5. Живописное произведение декоративного исполнения.

  6. Световой тон окраски.

  7. Специалист в области декоративно-прикладного искусства.

  8. Инструмент для лепки. По вертикали:

1. Публичный показ художественных произведений.

Учитель:

Что у Вас получилось по вертикали? Это слово является ответом на вопрос - как называется публичный показ художественных произведений.

Ученики читают: Выставка. Учитель: Молодцы!

Теперь, ребята, уберите свои рабочие места.

Спасибо Вам, ребята, за работу. Спасибо Вам, дорогие гости, за внимание.

Вот настал момент прощания.

Будет краткой моя речь.

Говорю Вам «До свидания,

До счастливых новых встреч!»

---

Данное занятие показало наивысшую степень интереса у детей в составлении коллективного панно, как поучительного интересного занятия; расширило их знания по работе с тестом, цветовыми оттенками, о морских животных и их обитании в водной среде.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее