«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сказкотерапия "В гостях у сказки. Русская народная сказка "Зайчишка - хвастунишка".

Данный материал применяется на уроках чтения при изучении устного народного творчества в работе над сказкой.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Вводная часть

-Здравствуйте, мальчики!


-Здравствуйте, девочки!


-Здравствуйте, все-все-все, кто любит читать сказки, слушать их и …играть с ними!


-Ты, малыш не умеешь играть со сказкой?

-

Ай-ай-ай!


-Не знаешь, как это делается?


-Ой-ой-ой!


-И даже первый раз слышишь об этом?


-Ах-ах-ах!


-Впрочем, ничего страшного. Ты быстро научишься этому с моей помощью.


Сообщение темы и целей

-Назовите героев сказок, которых вы знаете (дети называют).

-Давайте поиграем в игру «Кто какой?»

Колобок - добрый; лиса – хитрая; волк – злой; кощей - бессмертный; Василиса Премудрая – мудрая; Иван-царевич – храбрый.

- А вот герой сказки, с которой мы с вами сегодня познакомимся храбрецом не был, зато похвастаться своей отвагой ой как любил! За что его и прозвали «Зайчишка-хвастунишка»


Чтение сказки

ЗАЙЧИШКА-ХВАСТУНИШКА

Русская народная сказка.

Жила – была большая семья зайцев. И все зайцы как зайцы, только один из них, самый маленький, уж очень любил хвастать. Выйдет бывало вперёд и давай перед своими сородичами похваляться:

-Я не заяц, а зайчище! У меня не лапы, а лапищи, и не когти, а когтищи! И не рот у меня ,а ротище, и во рту не зубы, а зубищи, и надо ртом не усы, усищи! Так что я храбрец, никого-никого не боюсь!

Прослышал об этом старый ворон. Улучил он момент, когда хвастливый заяц скакал по полянке, налетел на него и давай клевать. Метался-метался заяц по поляне, пока не забился в ямку. Что под трухлявым пнём, Только ямка небольшая и спрятаться. То он спрятался, да уши сверху торчать остались. Сел ворон на пень и спрашивает:

-А чьи это уши торчат? Да не уши, а ушищи!

И давай зайца за торчащие уши трепать.

Кое- как вызволил свои уши и давай в ямке ворочаться, чтоб лучше спрятаться. Только ямка небольшая, и спрятаться-то он спрятался, да хвост сверху торчать остался.

Ворон и спрашивает:

-А чей это хвост торчит? Да это не хвост, а хвостище!

И ну зайца за торчащий хвост трепать да приговаривать: Ты не заяц, а зайчишка, и не храбрец, а хвастунишка!

Завопил заяц:

-Дяденька ворон, я больше никогда-никогда хвастать не буду!

Однажды в лес пришли мальчишки с рогатками, и давай стрелять. Один из камешков угодил в ворона, и тот с ветки свалился. Принялись мальчишки его в кустах искать.

А заяц неподалёку оказался. «Как бы ворона спасти?» - думает.

Выскочил он из-за дерева и давай на трёх лапках ковылять, а четвёртую – за собой волочить. Увидели это мальчишки и криком: «Подранок! Подранок!»- погнались за ним.

Заяц же отбежал малость , и снова давай вовсю хромать. И как увёл он мальчишек от ворона подальше, дал стрекоча и те только его и видели.

А как ворон пришёл в себя, он нашёл нашего зайца и благодарит его:

-Вот спасибо тебе! Тут уж ты не зайчишкой-хвастунишкой себя показал. А зайцем храбрецом!



Работа над сказкой

-Как вы думаете о чём эта сказка, про кого?

-Кто из героев сказки вам понравился (не понравился)?

-Как вы думаете почему заяц хвастался, а ворон наказывал его?

-Кто хороший, а кто плохой?

-Подумайте, чтобы могло произойти с вороном, если бы он попал в руки мальчишек.

Задание 1: Попытайтесь объяснить, почему хвастаться нехорошо и почему хвастунов никто не любит?

Задание 2: В сказке «Зайчишка-хвастунишка» главного героя называли хвастунишкой, а как обычно в сказках называют зайцев?

Задание 3: Какие из этих пословиц и поговорок подходят к персонажам сказки «Зайчишка-хвастунишка»?

Кто много говорит, тот мало делает.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Куй железо, пока горячо.

Нет друга – ищи, а нашёл - береги.

Хлеб всему голова.

Сам погибай, а товарища выручай.

Дома и стены помогают.

Задание 4: Найди 10 отличий на рисунках, на которых ворон воспитывает хвастунишку.


Задание 5: Пока хвастунишка похвалялся, три его брата усердно собирали урожай. На моркови и на капусте написана масса каждого овоща. Подсчитай и скажи, кто из братьев по весу собрал больше моркови (М), кто капусты(К), а у кого самый большой урожай (У) в целом.

Задание 6: Творческая работа. «Дорисуй…»


Итог

-Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее