«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сказка А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.

Урок открытия новых знаний на основе практических умения по сказке "О рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

7


Учитель: Белова Е.А

Класс 2 Б

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений

Тема: Сказка А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.


Цели урока:

  • Выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта; 

  • Формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; 

  • Работать над техникой чтения; 

  • Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас; 

  • Воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

  • личностная мотивация к познавательной деятельности;

  • Осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме

Задачи:

  • выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; 

  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

  • находить значение новых слов в словаре учебника

  • сравнивать характеры героев, оценивать их поступки

Формируемые УУД

Предметные:

воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;


Ход урока

I.  Организационный момент

(включить экран).

 СЛАЙД 1
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.


Нам всем хочется поймать золотую рыбку, которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого вытянуть из «нашего аквариума»(коробочка) свою золотую рыбку.(Дети берут по одной рыбке)

Загадайте каждый свое желание на сегодняшний урок.

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью наших «Золотых рыбок» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!

2.Мотивация учебной деятельности

В мире много сказок -
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»

- Вы любите сказки?

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Читали вступление к поэме «Руслан и Людмила») - Кто автор? ( А. С. Пушкин)

СЛАЙД 2

- Что вы о нём знаете? (Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве, любил много читать)

Ответы детей

СЛАЙД 3

  • Сегодня встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Мы с вами изучали это произведение на прошлых уроках литературного чтения. Давайте вспомним, что такое "лукоморье" - это "морской залив". /ответы детей/ ЩЕЛЧОК


СЛАЙД 4

А в морском заливе нас ждут рыбки.

Эти рыбки-непростые

Постепенно возникая

Говорят они с тобой!

Числа все поставить надо

Друг за другом в четкий строй.

Ваша задача расставить числа в порядке возрастания, чтобы узнать, что там зашифровали рыбки,

(Сказка) 15, (о) 30,(рыбаке) 36, (и) 50 ,(рыбке) 100 /ученик один ставит числа в порядке возрастания./ ЩЕЛЧОК

-Дети читают на слайде: "Сказка о рыбаке и рыбке"(звучит аудиозапись «Шум моря») СЛАЙД 5

- А теперь сядьте поудобнее, и подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему учиться? /ответы детей/

СЛАЙД 6- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

- Какую сказку мы сегодня будем изучать? (Сказка о рыбаке и рыбке)

-ЩЕЛЧОК

BLANK (выключить экран)



3. Сообщение темы и цели урока

  • сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке», Давайте найдем сказку в учебнике на стр.90


4.Работа с текстом до чтения.

Предугадывание.

  • А теперь давайте тихонько договоримся, кто читал уже эту сказку, подсказывать нам не будут.

  • Прочитайте название сказки. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  • Кто главные герои? (Рыбак и рыбка)

  • Как думаете, что будет происходить между главными героями? (Рыбак поймает рыбку)

Работа с иллюстрацией.

  • Теперь мы поработаем с иллюстрацией на стр. 90, она тоже поможет догадаться о чем сказка.

  • О чем может быть эта сказка? ( О жизни старика и старухи)

  • Где происходят события? (На берегу моря, в давние времена)

  • Посмотрите внимательно, что делает старик? (Несет сеть, идя с моря)

  • Какие еще герои появляются? (Старуха, золотая рыбка)

  • Давайте начнем читать сказку и узнаем, как развивались события.


5.Работа с текстом во время чтения.

Первичное восприятие текста

1) слушание ЗА ДИКТОРОМ слайд 7

BLANK (включить экран).

  • -Ребята, сейчас я вам включу отрывок из сказки, ваша задача внимательно слушать. ЩЕЛЧОК (после окончания 1 части) ЩЕЛЧОК

  • Где жили старик со старухой? (Жил старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)

  • Сколько лет они жили вместе? 30 лет и 3 года

СЛАЙД 8

  • Ребята, а скажите, как вы понимаете: «Ветхая землянка»? (Выкопанное в земле жилище) ЩЕЛЧОК

  • Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу

СЛАЙД 9

  • Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть) ЩЕЛЧОК

  • Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу)

СЛАЙД 10

  • Что значит «Прясть пряжу»? ЩЕЛЧОК Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена.

  • С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте. (Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной)

СЛАЙД 11

  • Что значит слово тина? ЩЕЛЧОК Тина – это скопление водорослей в воде.

  • Кто попал в сети старика в 3-ий раз? ( золотая рыбка) СЛАЙД 12

  • Что значит слово «Взмолится»? (Просит, умоляет) ЩЕЛЧОК

  • Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)

  • Почему старик отпустил золотую рыбку ? -Потому что, он испугался, так как рыбачил уже долго и не разу не встречал говорящей рыбы. А может,сжалился над ней?

BLANK (выключить экран).


2) Чтение 2-ой части вслух учеником.

BLANK (включить экран).

  • Что сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его)

СЛАЙД 13

  • Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое недовольствие) ЩЕЛЧОК

  • Что велела попросить старуха у золотой рыбки? (Новое корыто)

  • А что случилось со старым корытом? (Раскололось слайд 14

BLANK (выключить экран).


3)Чтение 3-ей части учеником.

BLANK (включить экран).

  • Что стал делать старик когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать золотую рыбку)

СЛАЙД 15

  • Что значит «Кликать»? (Звать) ЩЕЛЧОК

СЛАЙД 16

  • Прочитайте, что происходило с морем. ЩЕЛЧОК (Видит – море слегка разыгралось)

BLANK (выключить экран).


4)Чтение 4-ой части вслух учеником.

BLANK (включить экран).

  • Как вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще пуще старуха бранится

СЛАЙД 17

  • Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается) ЩЕЛЧОК

  • Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу)


Физминутка «Рыбки» СЛАЙД 18

Рыбки весело резвятся (волнообразные вертикальные движения ладошками)

В чистой тепленькой воде (волнообразные  горизонтальные движения ладошками)

То сожмутся, разожмутся, ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)

То зароются в песке. (приседают с  круговыми движениями ладоней)

BLANK (выключить экран).



5)Чтение 5-ой части вслух УЧИТЕЛЕМ.

BLANK (включить экран).

СЛАЙД 19

  • Что происходит с морем? (Помутилось синее море) ЩЕЛЧОК

  • Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба»)

СЛАЙД 20

  • Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная) ЩЕЛЧОК

  • Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте.

СЛАЙД 21

  • Что значит слово «Простофиля»? (Глупый) ЩЕЛЧОК

  • Какие незнакомые слова вы встретили в этой части?мы встретили незнакомые слова (Светёлка, вороты)

СЛАЙД 22, СЛАЙД 23


BLANK (выключить экран).


7) Чтение 6-ой части учеником.

BLANK (включить экран).

СЛАЙД 24

  • Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море) ЩЕЛЧОК

  • Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3-ий раз)

  • Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)

  • А кто такая столбовая дворянка?

СЛАЙД 25 Это дворянка  старинного, богатого и знатного рода.

BLANK (выключить экран).


8)Чтение 7-ой части учеником

BLANK (включить экран).

  • Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)

СЛАЙД 26

  • Кто знает что такое терем? ЩЕЛЧОК Терем – высокий дом.

СЛАЙД 27

  • Что означает слово «Чупрун»? ЩЕЛЧОК (Это чуб, хохол, прядь волос, спадающая на лоб.)

BLANK (выключить экран).


6.Работа с текстом после чтения

1) Словарная работа в парах.

  • А сейчас, ребята, давайте посмотрим, кто у нас был внимательным. Выполнять задание будем в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах? (Работать сообща, разговаривать шепотом, не мешать друг другу)

BLANK (включить экран).

Возьмите карточку.

СЛАЙД 28

  • Прочитайте слова в первом столбике.

  • Прочитайте слова во втором столбике.

  • В первом столбике это слова из сказки.

  • Во втором столбике их значение.

  • Вы должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго столбика.

  • Давайте первое слово соединим вместе.

  • Найдем первое слово в первом столбике – Невод.

  • Что значит слово невод, найдите значение во втором столбике. (Невод – рыболовная сеть)

  • Соедините линией.

невод

землянка

забранить

кликать

пуще

прясть

пряжа

чупрун

сильнее

ругаться

крутить нить из шерсти овец

полученные нитки

прядь волос, спадающая на лоб

звать

ветхий домик

рыболовная сеть


  • Давайте проверим. ЩЕЛЧОК

  • Поднимите рыбку, кто не сделал ни одной ошибки.

  • Поднимите рыбку, кто сделал одну-две ошибки.


2)Обобщение

  • Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)

  • - Вспомним желания старухи. (1. Корыто; 2. Изба; 3. Столбовая дворянка)

  • - Чем закончилась сказка? (Старуха осталась у разбитого корыта)

СЛАЙД 29

- Какое море было вначале? (Синее)

- Найдите на странице 92, как изменилось море? Почему? (Разыгралось)

-Найдите на странице 93, как изменилось море? (Помутилось)

- Найдите на странице 94, как изменилось море? (Не спокойно синее море)

- Что было дальше?стр. 96 (Почернело синее море)

- Почему менялось состояние моря? (У рыбки менялось отношение к новой просьбе, она огорчалась)


Физкультминутка

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три, морская фигура замри…

  • Какой ряд тише сядет?

-Рассказать какой старик. (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)

- Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной)

- Рассказать про рыбку. (Говорящая, волшебная, справедливая)

СЛАЙД 30- Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

-А какой урок мы возьмем из этой сказки? Чему нас учит эта сказка?

  • -А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.

VII Подведение итогов урока. Рефлексия

Наш урок подошел к завершению.

самооценивание

  • Какой сказкой мы сегодня познакомились?

  • Кто её написал?

  • Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься?

  • Какую задачу в начале урока мы перед собой ставили? (Прочитать, познакомиться со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  • Смогли мы выполнить эту задачу?


На доске море. У вас у каждого есть рыбка,которую вы получили в начале урока загадали желание.Ваша задача приклеить свою рыбку на ватман и ваше желание обязательно сбудется!

VIII. Выставление оценок

-Все вы – молодцы! Работали дружно, добросовестно, были внимательны друг к другу, показали свои лучшие качества.

IX. Домашнее задание

Прочитать сказку до конца.

Ребята, спасибо за урок! До свидания!




7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее