7
Учитель: Белова Е.А
Класс 2 Б
Предмет: Литературное чтение
Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений
Тема: Сказка А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Цели урока:
Выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта;
Формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
Работать над техникой чтения;
Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;
Воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.
личностная мотивация к познавательной деятельности;
Осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме
Задачи:
выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
находить значение новых слов в словаре учебника
сравнивать характеры героев, оценивать их поступки
Формируемые УУД
Предметные:
воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.
Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Коммуникативные:
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Ход урока
I. Организационный момент
(включить экран).
СЛАЙД 1
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Нам всем хочется поймать золотую рыбку, которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого вытянуть из «нашего аквариума»(коробочка) свою золотую рыбку.(Дети берут по одной рыбке)
Загадайте каждый свое желание на сегодняшний урок.
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью наших «Золотых рыбок» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
2.Мотивация учебной деятельности
В мире много сказок -
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
- Вы любите сказки?
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Читали вступление к поэме «Руслан и Людмила») - Кто автор? ( А. С. Пушкин)
СЛАЙД 2
- Что вы о нём знаете? (Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве, любил много читать)
Ответы детей
СЛАЙД 3
Сегодня встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Мы с вами изучали это произведение на прошлых уроках литературного чтения. Давайте вспомним, что такое "лукоморье" - это "морской залив". /ответы детей/ ЩЕЛЧОК
СЛАЙД 4
А в морском заливе нас ждут рыбки.
Эти рыбки-непростые
Постепенно возникая
Говорят они с тобой!
Числа все поставить надо
Друг за другом в четкий строй.
Ваша задача расставить числа в порядке возрастания, чтобы узнать, что там зашифровали рыбки,
(Сказка) 15, (о) 30,(рыбаке) 36, (и) 50 ,(рыбке) 100 /ученик один ставит числа в порядке возрастания./ ЩЕЛЧОК
-Дети читают на слайде: "Сказка о рыбаке и рыбке"(звучит аудиозапись «Шум моря») СЛАЙД 5
- А теперь сядьте поудобнее, и подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему учиться? /ответы детей/
СЛАЙД 6- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
- Какую сказку мы сегодня будем изучать? (Сказка о рыбаке и рыбке)
-ЩЕЛЧОК
BLANK (выключить экран)
3. Сообщение темы и цели урока
сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке», Давайте найдем сказку в учебнике на стр.90
4.Работа с текстом до чтения.
Предугадывание.
А теперь давайте тихонько договоримся, кто читал уже эту сказку, подсказывать нам не будут.
Прочитайте название сказки. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Кто главные герои? (Рыбак и рыбка)
Как думаете, что будет происходить между главными героями? (Рыбак поймает рыбку)
Работа с иллюстрацией.
Теперь мы поработаем с иллюстрацией на стр. 90, она тоже поможет догадаться о чем сказка.
О чем может быть эта сказка? ( О жизни старика и старухи)
Где происходят события? (На берегу моря, в давние времена)
Посмотрите внимательно, что делает старик? (Несет сеть, идя с моря)
Какие еще герои появляются? (Старуха, золотая рыбка)
Давайте начнем читать сказку и узнаем, как развивались события.
5.Работа с текстом во время чтения.
Первичное восприятие текста
1) слушание ЗА ДИКТОРОМ слайд 7
BLANK (включить экран).
-Ребята, сейчас я вам включу отрывок из сказки, ваша задача внимательно слушать. ЩЕЛЧОК (после окончания 1 части) ЩЕЛЧОК
Где жили старик со старухой? (Жил старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)
Сколько лет они жили вместе? 30 лет и 3 года
СЛАЙД 8
Ребята, а скажите, как вы понимаете: «Ветхая землянка»? (Выкопанное в земле жилище) ЩЕЛЧОК
Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу
СЛАЙД 9
Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть) ЩЕЛЧОК
Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу)
СЛАЙД 10
Что значит «Прясть пряжу»? ЩЕЛЧОК Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена.
С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте. (Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной)
СЛАЙД 11
Что значит слово тина? ЩЕЛЧОК Тина – это скопление водорослей в воде.
Кто попал в сети старика в 3-ий раз? ( золотая рыбка) СЛАЙД 12
Что значит слово «Взмолится»? (Просит, умоляет) ЩЕЛЧОК
Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)
Почему старик отпустил золотую рыбку ? -Потому что, он испугался, так как рыбачил уже долго и не разу не встречал говорящей рыбы. А может,сжалился над ней?
BLANK (выключить экран).
2) Чтение 2-ой части вслух учеником.
BLANK (включить экран).
Что сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его)
СЛАЙД 13
Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое недовольствие) ЩЕЛЧОК
Что велела попросить старуха у золотой рыбки? (Новое корыто)
А что случилось со старым корытом? (Раскололось слайд 14
BLANK (выключить экран).
3)Чтение 3-ей части учеником.
BLANK (включить экран).
Что стал делать старик когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать золотую рыбку)
СЛАЙД 15
Что значит «Кликать»? (Звать) ЩЕЛЧОК
СЛАЙД 16
Прочитайте, что происходило с морем. ЩЕЛЧОК (Видит – море слегка разыгралось)
BLANK (выключить экран).
4)Чтение 4-ой части вслух учеником.
BLANK (включить экран).
Как вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще пуще старуха бранится
СЛАЙД 17
Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается) ЩЕЛЧОК
Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу)
Физминутка «Рыбки» СЛАЙД 18
Рыбки весело резвятся (волнообразные вертикальные движения ладошками)
В чистой тепленькой воде (волнообразные горизонтальные движения ладошками)
То сожмутся, разожмутся, ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)
То зароются в песке. (приседают с круговыми движениями ладоней)
BLANK (выключить экран).
5)Чтение 5-ой части вслух УЧИТЕЛЕМ.
BLANK (включить экран).
СЛАЙД 19
Что происходит с морем? (Помутилось синее море) ЩЕЛЧОК
Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба»)
СЛАЙД 20
Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная) ЩЕЛЧОК
Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте.
СЛАЙД 21
Что значит слово «Простофиля»? (Глупый) ЩЕЛЧОК
Какие незнакомые слова вы встретили в этой части?мы встретили незнакомые слова (Светёлка, вороты)
СЛАЙД 22, СЛАЙД 23
BLANK (выключить экран).
7) Чтение 6-ой части учеником.
BLANK (включить экран).
СЛАЙД 24
Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море) ЩЕЛЧОК
Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3-ий раз)
Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)
А кто такая столбовая дворянка?
СЛАЙД 25 Это дворянка старинного, богатого и знатного рода.
BLANK (выключить экран).
8)Чтение 7-ой части учеником
BLANK (включить экран).
Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)
СЛАЙД 26
Кто знает что такое терем? ЩЕЛЧОК Терем – высокий дом.
СЛАЙД 27
Что означает слово «Чупрун»? ЩЕЛЧОК (Это чуб, хохол, прядь волос, спадающая на лоб.)
BLANK (выключить экран).
6.Работа с текстом после чтения
1) Словарная работа в парах.
А сейчас, ребята, давайте посмотрим, кто у нас был внимательным. Выполнять задание будем в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах? (Работать сообща, разговаривать шепотом, не мешать друг другу)
BLANK (включить экран).
Возьмите карточку.
СЛАЙД 28
Прочитайте слова в первом столбике.
Прочитайте слова во втором столбике.
В первом столбике это слова из сказки.
Во втором столбике их значение.
Вы должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго столбика.
Давайте первое слово соединим вместе.
Найдем первое слово в первом столбике – Невод.
Что значит слово невод, найдите значение во втором столбике. (Невод – рыболовная сеть)
Соедините линией.
невод землянка забранить кликать пуще прясть пряжа чупрун | сильнее ругаться крутить нить из шерсти овец полученные нитки прядь волос, спадающая на лоб звать ветхий домик рыболовная сеть
|
Давайте проверим. ЩЕЛЧОК
Поднимите рыбку, кто не сделал ни одной ошибки.
Поднимите рыбку, кто сделал одну-две ошибки.
2)Обобщение
Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)
- Вспомним желания старухи. (1. Корыто; 2. Изба; 3. Столбовая дворянка)
- Чем закончилась сказка? (Старуха осталась у разбитого корыта)
СЛАЙД 29
- Какое море было вначале? (Синее)
- Найдите на странице 92, как изменилось море? Почему? (Разыгралось)
-Найдите на странице 93, как изменилось море? (Помутилось)
- Найдите на странице 94, как изменилось море? (Не спокойно синее море)
- Что было дальше?стр. 96 (Почернело синее море)
- Почему менялось состояние моря? (У рыбки менялось отношение к новой просьбе, она огорчалась)
Физкультминутка
Море волнуется раз, море волнуется два,
Море волнуется три, морская фигура замри…
Какой ряд тише сядет?
-Рассказать какой старик. (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)
- Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной)
- Рассказать про рыбку. (Говорящая, волшебная, справедливая)
СЛАЙД 30- Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»
-А какой урок мы возьмем из этой сказки? Чему нас учит эта сказка?
-А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.
VII Подведение итогов урока. Рефлексия
Наш урок подошел к завершению.
самооценивание
Какой сказкой мы сегодня познакомились?
Кто её написал?
Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься?
Какую задачу в начале урока мы перед собой ставили? (Прочитать, познакомиться со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Смогли мы выполнить эту задачу?
На доске море. У вас у каждого есть рыбка,которую вы получили в начале урока загадали желание.Ваша задача приклеить свою рыбку на ватман и ваше желание обязательно сбудется!
VIII. Выставление оценок
-Все вы – молодцы! Работали дружно, добросовестно, были внимательны друг к другу, показали свои лучшие качества.
IX. Домашнее задание
Прочитать сказку до конца.
Ребята, спасибо за урок! До свидания!
7