«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Система работы с одарёнными детьми в начальном звене образовательного учреждения

Как поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Система работы с одарёнными детьми в начальном звене образовательного учреждения

Мартынова Е.В., учитель начальных классов,

МБОУ СШ №2 г.Котово

Одной из важнейших задач социализации личности младших школьников в условиях реализации ФГОС  является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества.
Наше общество всегда нуждается в творчески одарённых людях. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одарённым детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей. «Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её интеллектуальный и творческий потенциал»Р.Н. Бунеев

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно уже в начальной школе выявить уровень способностей и их разнообразие уданных детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая тех, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявилась в полной мере, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Не секрет, что выявление одарённых детей является одной из сложных и непростых задач учителя. Для работы с этими детьми необходим специально обученный педагог, отвечающий повышенным требованиям. Он должен уметь распознавать признаки одарённости ребёнка в разных сферах его деятельности, строить обучение в соответствии с результатами диагностики, координировать свои действия с действиями родителей, консультировать родителей и учащихся, быть теоретически и практически подготовленным для работы с одарёнными детьми, эмоционально стабильным, способным к самоанализу, чутким, доброжелательным, обладать чувством юмора.

Одарённые дети как правило, более активны и всегда чем-либо заняты, занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку, настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию. Благодаря многочисленным умениям  они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью, умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации, иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени. Одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые в дополнение к информации из учебников читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

Учитель - координатор усилий для полного развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент только начинает проявляться, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Заниматься одарёнными детьми совершенно необходимо. И заниматься с ними должна большая команда педагогов, состоящая из заместителя директора по УВР, учителей, психолога.

В функции заместителя директора по УВР входят регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание, кружки, индивидуально-групповые занятия творческие лаборатории), оформление нормативной документации, организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми, координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми, помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей, планирование и  проведение школьных предметных недель и олимпиад.

В функции творческой группы входят подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей, сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме, подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми, разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.

 В функции учителей входят выявление одарённых детей, корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней, организация индивидуальной работы с одарёнными детьми, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня, отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции, оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете, создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности, консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

В функции психолога входят психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная), индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации), работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).

Одарённость часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлечённый техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одарённые дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребёнок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать своё увлечение от педагога.

Развитие творческого потенциала одарённых детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Типичный подход к обучению одарённых – это организация углублённого и ускоренного изучения детьми содержания школьной программы. В стандартные программы в различной форме включаются более сложные и дополнительные материалы. Но только лишь повышение уровня сложности и увеличение количества материала отнюдь не способствует созданию оптимальных условий развития одаренности. В обычной школьной программе почти нет творческих заданий. А развитие потребности в творчестве, развитие личностных характеристик, способствующих реализации одаренности, так же важно при работе с выдающимися детьми, как и повышение их интеллектуального уровня.

Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

Важным моментом работы с одарёнными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями детей. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребёнка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одарённых детей. В школе разработана система рекомендаций для родителей, поддержка и поощрение. В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения: родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания; круглые столы; информационно-практические беседы; анкетирование родителей с целью определения основных подходов к данной проблеме; индивидуальные консультации; подбор научной и практической литературы для родителей. Все эти мероприятия приведут кповышению правовой и педагогической культуры родителей, к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогами.

В основе деятельности школы, по вопросу создания благоприятных условий развития одарённости детей, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одарённых детей, принцип комплексного подхода к решению стратегических проблем развития одарённости детей.

Таким образом, складывающаяся на современном этапе качественно новые партнёрские отношения социума, семьи и школы позволяют обеспечивать осознанное цельное саморазвитие одарённой личности.





1


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее