«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Ших школьников на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Груздева Н.С. Донскова М.М.

Проблема изучения исторического материала на уровне начального общего образования в настоящее время является актуальной. Ведь изучение истории способствует формированию у обучающихся собственных ценностных ориентаций и гражданских убеждений.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Особенности формирования исторического самосознания младших школьников на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Груздева Н.С. Донскова М.М.

Проблема изучения исторического материала на уровне начального общего образования в настоящее время является актуальной. Ведь изучение истории способствует формированию у обучающихся собственных ценностных ориентаций и гражданских убеждений. Формирование и развитие исторических представлений и понятий необходимо начинать уже в начальной школе. Значительным потенциалом в решении этого вопроса обладают уроки окружающего мира и литературного чтения. Эти предметы помогают обучающимся в формировании личностного восприятия, оценочного, эмоционального отношения к этому миру, к историческим событиям.

На уроках в начальной школе изучаются ряд тем по формированию исторических представлений и понятий. Ребята знакомятся с понятиями «Россия», «федерация», «столица», « человечество», «государство» и многие другие. Обучающиеся осознают необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Одной из актуальных задач в современной ситуации является задача- становление исторического сознания у младших школьников. Под историческим сознанием мы понимаем ценностное отношение к историческому прошлому, систему ориентации в мире под углом истории способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени. [ 1]

Историческое сознание является одной из важных сторон общественного сознания. Читая исторические тексты, усваивая опыт наших предков, обучающиеся учатся анализировать прошлое, оценивать и сравнивать настоящее. Во внеурочной деятельности можно выделить несколько направлений: расширение знаний и понятий, которые были приобретены на уроках и получение новых знаний краеведческого материала. Начальные классы –это фундамент формирования УУД.

Формирование исторического самосознания необходимо в начальной школе, для того чтобы у них появилась потребность проявлять активную жизненную позицию уже в младшем школьном возрасте. У детей должно возникнуть желание участвовать в дискуссиях, в диалогах на исторические темы, что является признаком зарождающегося самосознания. На каждом этапе работы должно особое внимание уделяться рефлексивной деятельности младших школьников. Они должны понимать и осознавать свою роль в обществе, желание стать активным участником исторического процесса.

Б.Г. Могилевский считает, что историческое самосознание базируется на определённом круге исторических знаний. В младшем школьном возрасте формируется мировоззренческая ориентация в плане понимания своего места в жизни, своей уникальности и ценности в процессе изучения биографий выдающихся личностей истории, чтение художественной литературы. При изучении таких тем, как изучение истории семьи, фамилий, создание родословного древа семьи, символика и другие.

Наиболее эффективным и продуктивным в начальной школе является игровой стиль обучения. Игра даёт возможность создавать исторические, этнографические, политические модели, а результат- решения игровых задач приводит к достижению цели. Эта работа позволяет формировать коммуникативные, информационные и культуроведческие компетенции обучающихся.

Учителя начальных классов должны оказывать ученикам помощь в развитии духовных задатков и творческих возможностей при изучении тем в курсе «Окружающий мир».






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее