ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
Г ОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Городской Дворец творчества «Академия талантов»
(МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»)
ул. Молодёжная, дом 17-А, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629306 Телефон (Факс): (3494) 22-04-94 / E-mail: gdt@nur.yanao.ru
ОКПО 40787978/ОГРН 1028900631022
ИНН 8904022796 /КПП 890401001
Конспект занятия
Тема: «Шахматная викторина»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработчик:
педагог дополнительного
образования
Мануйлова Г.А.
г. Новый Уренгой,
март 2023 г.
Конспект занятия
Тема: «Шахматная викторина»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель:
Систематизировать и закрепить знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
Развивать, память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность;
Закрепить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы;
Учить ориентироваться на шахматной доске, решать простые шахматные задачи;
Укреплять партнерских отношений между детьми и взрослыми.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, знакомство с историей шахмат, с правилами игры, просмотр мультфильмов.
Оборудование и материалы:
Магнитная шахматная доска и фигуры, деревянные шахматы и доски шахматные пазлы, «волшебный мешочек», мяч.
Возрастная категория: 6-7 лет
Ход занятия:
Дети заходят в кабинет и становятся полукругом около магнитной шахматной доски.
Педагог: -
Вся в квадратах — белых, черных -
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных -
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют -
Гениальная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно — белый этот край.
Педагог: - Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами устроим соревнование, чтобы проверить наши знания. За каждый правильный ответ или задание, дается пешка. У кого из вас, пешек, будет больше всех, тот будет королем или королевой.
Задание первое.
Ответьте на вопросы:
Сколько клеток на шахматной доске?
Как называются клеточки на шахматной доске?
Каких полей больше черных или белых?
Покажите вертикаль, горизонталь, диагональ?
Сколько полей в одном ряду по горизонтали, вертикали?
Сколько клеток насчитывается на самой короткой диагонали шахматной доски?
(ответы детей)
Задание второе.
«Собери шахматную фигуру».
Детям раздаются пазлы (шахматные фигуры), победителем оказывается тот, кто быстрее всех соберет фигуру.
Задание третье.
«Волшебный мешочек».
Участники по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
(ответы детей).
Физкультминутка
Педагог: Я буду загадывать загадку, а вы должны отгадать и выполнить движения.
(используется музыкальное сопровождение).
- У него большая роль, а зовут его …(король) | Поднимаемся на носочки – руки вверх. |
- Самый главный в войске есть, а для вас он просто ….(ферзь) | Прыжки, ноги врозь – руки в стороны, Ноги – вместе, руки вверх – хлопок над головой. |
- Не фигура, а насмешка - это маленькая …. (пешка) | Руки на пояс – приседания. |
- Не отвесит вам поклон! Не индийский, хоть и …. (слон) | Ноги на ширине плеч, наклоны (правая рука – к левой ноге, левая рука – к правой ноге). |
- Коли ходишь наугад, можешь сделать только…(пат) | Ходьба на месте. |
Педагог: - Отдохнули? Тогда давайте продолжать дальше.
Задание четвертое.
Игра: «Что изменилось?». На магнитной доске - 6 фигур. Дети закрывают глаза, а педагог, меняет местами две фигуры. Можно заменить одну шахматную фигуру на такую же фигуру, но противоположного цвета, либо ничего не менять.
Задание пятое.
Ответьте на вопросы:
В какой стране придумали шахматы?
Фигуры, какого цвета всегда начинают партию первыми?
Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры
Какой шахматной фигуре можно объявить шах…
Как называется одновременный ход короля и ладьи?
Какая фигура ходит по диагонали?
Какие фигуры разного цвета никогда не встречаются в игре?
Что нужно поставить противнику, чтобы победить?
Педагог: - Молодцы, ребята!
И только мудрость шахмат даст ответ,
Твоей душе, на множество вопросов,
Ведь «игрока» средь шахматистов нет,
А есть боец, художник и философ.
Педагог: - Наше соревнование подошло к концу, и прежде чем мы объявим победителя, я хочу у вас спросить. Вам понравилось наше соревнование? Что нового, вы для себя узнали?
(ответы детей).
Подведение итогов викторины, награждение.
Педагог благодарит детей за участие в игре, провозглашает короля и королеву.