Шаблон анализа прозаического текста
Произведение _______ (Ф.И.О. автора)________ (название текста) являет собой яркий образец жанра ______ (указать жанр). Об этом нам говорит наличие в нём таких черт как __________ (перечислить жанровые особенности).
Оно было написано в ______(указать год написания) году и стало откликом писателя на _____________(указать исторические основы произведения). Наряду с этим, в жизни _______ (И. О. автора) в тот период было ________ (описать, что происходило с автором в это время). Это и подтолкнуло великого русского автора к созданию текста, рассказывающего нам о (об) _______ (обозначить тему). Раскрывая тему, он поднял такие важные проблемы, как ___________ (охарактеризовать проблематику). Целью писателя было, показать обществу, что__________ (раскрыть основную мысль). В попытках донести до читателя основную мысль, автор ставит своего героя в исключительные обстоятельства, впоследствии приводящие к конфликту(ам), свойственным той эпохе, в которую создавалось произведение. Они заключаются в _________(дать характеристику конфликту(ам). На мой взгляд, проблематика произведения и связанный с ней конфликт актуальны и по сей день, так как _________ (пояснить свою точку зрения. Если вы считаете, что проблемы больше неактуальны, то стоит указать это и доказать свою позицию!).
Система персонажей, созданная автором, не только помогает читателю лучше понять конфликт произведения, но и показывает то, какими были люди той эпохи, что их волновало, с какими проблемами они сталкивались, как решали их и пр. По моему мнению, образ человека того времени мало чем отличается от того, что есть сейчас, так как __________ (пояснить свою точку зрения, привести доказательства. Если же ваша точка зрения диаметрально противоположна, то необходимо указать это и обосновать свою позицию!).
Образная система данного текста привычным для нас образом делится на главных и второстепенных персонажей, положительных и отрицательных. Главным героем (героями) здесь я считаю _________ (назвать имя (имена) персонажа(персонажей). Именно благодаря ему (им), решается основная проблема, заложенная автором. Это человек, для которого свойственно __________ (указать особенность(ти) характера, которая(ые) помогли в решении проблемы). Уже в его портрете мы угадываем, что _________ (обозначить то, на какие мысли о дальнейших поступках героя, его характере и прочем вас навёл его портрет). Не менее ярок и образ________ (имя героя), связанный с чувственной составляющей. Герой предстает перед читателем как человек_________ (описать чувства, эмоции героя в разных ситуациях). Помимо прочего, речь персонажа не менее важная деталь. Она полна ________ (указать какую лексику использует герой), что делает его приближенным к ________ (написать к какой группе людей, социальному классу и пр. вы бы отнесли персонажа). В произведении данный герой противопоставляется _______ (кому или чему он противопоставлен в тексте). Данное противостояние мне понятно (или непонятно), потому что __________ (описать свою точку зрения). Исходя из характеристики данной мной выше, можно сказать, что ______ (имя героя) является положительным (отрицательным) персонажем. Говоря о нём, вспоминается герой произведения ____________ (указать Ф.И.О. автора и название произведения) – ________ (имя героя того произведения, о котором вспомнили). Их сближает _________(указать сходства).
Образный ряд данного текста, раскрывающий особенности второстепенных персонажей, на мой взгляд, так же важен, ибо такие герои как _______ (перечислить имена второстепенных персонажей) помогают нам лучше понять то, каким является _________ (имя главного героя). Без них, невозможно было бы оценить всю глубину образа главного героя, во-первых, а, во-вторых, конфликт произведения, его проблематика и ключевая мысль тоже остались бы не до конца изученными.
Помимо прочего, вся образная система очень органично вписана автором в ткань сюжета. Описывая героев и те обстоятельства их жизни, ситуации, в которые они попадают _______ (имя автора) очень умело выстраивает всю композицию произведения. В ней можно выделить следующие элементы: завязка – ___________ (написать, в чём она), кульминация – __________ (в чём кульминация), развязка – _________ (в чём она). (При желании можно рассмотреть большее количество композиционных составляющих. Например, можно сказать об экспозиции, развитии действия и эпилоге. В крупных же формах, выбранных для анализа, необходимо рассмотреть не только общую композиционную структуру, но и построение каждой сюжетной линии).
Для того, чтобы глубже раскрыть характеры, показать противостояние, объяснить ключевую идею _______ (фамилия автора) прибегает к следующим художественным приёмам: _____________ (перечислить найденные художественные средства и привести примеры из текста).
Старания автора были оценены по достоинству критиками и современниками, например, такими как ____________ (перечислить имена). В своей работе ___________ (название работы) ____________(имя автора работы) писал: ______________(привести цитату из текста, либо объяснить своими словами). (Если текст критиковали, обнаруживали в нём недостатки, то напишите об этом и укажите, в какой период произведение всё же было признано! Если мнения критиков относительно произведения разнились, то это тоже стоит указать).
Лично мне данный текст понравился (не понравился), потому что ________ (пояснить свою позицию, выразить личное отношение к написанному).
По мере необходимости структуру шаблона можно корректировать, исходя из особенностей того или иного произведения и личных предпочтений.