«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Семиотика и ее педагогическое продолжение

В статье излагается оригинальная концепция автора для внедрения в образовательный процесс технологии семиотической дидактики. Она претендует на внедрение в учебные предметы, особенно в литературное чтение. Приводятся три практических приложения, которые являются важными составляющими этой технологии.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Семиотика и ее педагогическое продолжение С. В. Суслова, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия №3 городского округа г. Шарья Костромской области [email protected]

Аннотация. В статье излагается оригинальная концепция автора для внедрения в образовательный процесс технологии семиотической дидактики. Она претендует на внедрение в учебные предметы, особенно в литературное чтение. Приводятся три практических приложения, которые являются важными составляющими этой технологии. Ключевые слова. Теория множественного интеллекта, профили интеллекта, культурные коды, семиотика, семиотическая дидактика, «семиотический контекст», семиотическая деятельность, семиотический результат.

Слуге приходилось учиться не столько разумом, сколько чувствами, руками и ногами, зрением, осязанием, слухом и обонянием, да и Туру просвещал его больше своим примером и показом, нежели словами и наставлениями. Учитель вообще очень редко говорил что-нибудь связное, да и о слова были лишь попыткой сделать еще более понятными его чрезвычайно красноречивые жесты. Ученье Слуги мало чем отличалось от ученья, которое проходит молодой охотник или рыбак у опытного мастера, и такое ученье доставляло мальчику большую радость, ибо он учился лишь тому, что уже было заложено в нем самом. Г. Гессе «Игра в бисер», жизнеописание «Заклинатель дождя».

Написанию этой статьи предшествовало осмысление мною строк Г. Гессе. Этот отрывок меня покорил по двум причинам. Во – первых, он точно отражает всю суть семиотической дидактики. Во-вторых, я получила неоценимый, на мой взгляд, опыт работы в технологии семиотической дидактики и хочу поделиться с вами своими открытиями и возможно, у меня получится также коряво, как это делал Учитель Туру, но надеюсь, моя статья доставит вам большую радость, от понимания того, что я хочу вам рассказать.

Буду исходить из простого и очевидного утверждения: разные люди по-разному воспринимают окружающую действительность. Для одних принципиально важны слова и описания, других убеждают только цифры и факты. Третьи считают, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, ну а четвертые – как раз наоборот. Одним необходимы тактильные ощущения, другим – умозрительный анализ и исследование. Наверняка вы встречали таких кому обязательно нужно с кем-нибудь поделиться своими знаниями, а другие все пропускают только через собственный опыт и осмысление. Реже всего встречаются люди, готовые воспринимать мир на уровне смыслов и ценностей. Как правило, они мыслят глобальными категориями, волнуются о судьбах мироздания. В моем классе есть представители практически всех перечисленных типов. Следовательно, моя задача заключалась в том, чтобы учесть разнообразие индивидуальных профилей интеллекта, существующее в пределах моего класса. А сделать мне это помогло использование семиотического подхода, переведенного на язык конкретных педагогических технологий, логично назвать их «семиотическими технологиями» преподавания. Стоит здесь напомнить понятие семиотики, как науки о знаках и знаковых системах. Схематически это представлено через педагогически направляемое системное взаимодействие множественного интеллекта с одной стороны и разнообразия культурных сфер семиотики – с другой.

В этой статье я хочу познакомить педагогов с технологическим инструментарием семиотической дидактики на примере темы «Парадокс» литературное чтение, 3 класс.

«Семиотический контекст»: отбор содержания.

Целевое назначение первого этапа семиотической дидактики заключается в определении смысловых рамок темы и подготовки материалов, ориентированных на разные типы интеллекта учащихся. Учитель выражает свой замысел в определенных семиотических системах, условных символах, создавая «открытый учебный текст» по той или иной теме. Ученик - адресат вовлекается в образовательный процесс, в котором происходит выборочное взаимодействия семиотических стимулов и его собственных ответных реакций, обусловленных типом его интеллекта. При этом ученик неизбежно привносит в этот процесс свой жизненный опыт, свою культуру, ценности и мотивы. Таким образом, открытость текста превращается в инструмент семиотической дидактики.

Технологической формой подобного текста может служить «Тематический портфолио». При подготовке материалов по теме ««Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Парадокс басни»» нами был собран «тематический портфолио», т.е. совокупности текстов разной природы, содержание, которого формировалось по разделам на основе различных культурных кодов и в соответствии с разными видами интеллекта. Таблица №1 Тематическое портфолио

Представленные форматы, источники создали своеобразную поддержку содержания выбранной мною темы, выстроились связи, метафоры, аналогии.

То есть, для меня урок стал своеобразный интеллектуальным конструктором, игрой, состоящая из набора деталей, где каждый играющий может выбрать и сложить свои решения. Из своего опыта могу сказать, что этот компонент семиотической дидактики самый трудоемкий и требующий определенной подготовки.

Семиотическая деятельность: виды заданий для самостоятельной работы.

Вторым компонентом семиотической дидактики становится организация самостоятельной работы учащихся и предполагает такую организацию учебного процесса, при которой вариативность учебных заданий обеспечивает «поле возможностей» и свободу выбора в соответствии с доминирующим типом интеллекта. Материальным аналогом «поля возможностей» является «Технологическая карта темы», в которой на каждый вид интеллекта представлена подборка заданий. В идеале эти задания должны быть разного уровня сложности (а,б,в), и соответственно разной «ценовой категории» в виде баллов: 1, 2, 3. Нижней «зачетной» планкой является 10 баллов (максимальное количество – 27 баллов). Технологическая карта выполняет функции навигатора и контролера одновременно. Как навигатор по теме она предлагает анонс предстоящих заданий, как контролер позволяет учащемуся самостоятельно фиксировать их выполнение.

В ситуации нашего примера с изучением темы «Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Парадокс басни», школьникам были предложены следующие задания для самостоятельной работы. Таблица №2 Технологическая карта по теме: Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Парадокс басни

За учениками оставалось право выбора. Предпочтения школьников практически полностью отражали доминирующие типы их интеллекта.

Система оценивания: семиотический результат.

Третьим компонентом семиотической дидактики является система оценивания. Только она строится с учетом самооценки. В результате по итогам изучения темы ученик представляет собственный тематический портфолио. Таблица №3 Мое портфолио

В заключение хочу отметить, что педагогическая семиотика имеет широкие, еще до конца не раскрытые мною возможности для практического применения в образовательном процессе. Пока технологию семиотической дидактики я использую на уроках литературного чтения и окружающего мира. Но я полностью уверенна в том, что не только можно и нужно внедрять семиотический подход, возможно на уроках математики и русского языка. Именно семиотика поможет получить принципиально новое качество, например, даст возможность выйти к такой педагогической системе, которая воплотила бы старую педагогическую мечту об образовании, создающем целостную картину мира.

Список литературы

  1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.

  2. Доклад Т.Г.Галактионовой «Текст, читатель и социум в логике семиотической дидактики», 2010.

  3. «Педагогика текста: опыт семиотического решения» коллективная монография / Автор-составитель и научный редактор – Т. Г. Галактионова, 2013



Таблица №1 Тематическое портфолио

Тип интеллекта

ученика-адресата

Характер текста

Источники и носители текста

Вербально-лингвистический интеллект

Вербальный

Теоретические материалы, публицистические источники,

произведения художественной литературы

Логико-математический интеллект

Математические высказывания

Статистические данные, эталон «Как рассказывать басню»

Визуально-пространственный интеллект

Образно-графический

Рисунки с изображением Лисы и Вороны, разработка дизайна костюмов

Аудио-музыкальный интеллект

Аудио-текст

Музыкальный текст

Подборка музыкальных произведений, аудиозапись различного исполнения басни

Телесно-инестетический интеллект

Предметы, которые ассоциируются с басней

Геометрический фигуры, сыр, сарафан

Исследовательский


Тексты с описанием различных опытов

Энциклопедическая подборка текстов, работа с устаревшими словами, сравнение других басен Крылова

Внутриличностный интеллект

Аутентичные тексты

Обращение к личному опыту ученика

Межличностный интеллект

Фольклорный текст повод для диалога

Обращение к народному опыту: пословицы, поговорки о лисе и вороне

Экзистоциональный

Тексты нравственно-этического характера

Написание сценария











Таблица №2 Технологическая карта по теме: Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Парадокс басни

Музыкант

А. Прослушайте звучание нескольких инструментов(Рабочий стол. Папка Крылов Парадокс). Как звучит инструмент подходящий Лисице, а как - Вороне? Что интересного заметили? Кто, на ваш взгляд, больше нравится автору?

Б. Прочитайте мораль басни. Кого осуждает И. А. Крылов в морали?

В. Сравните свои выводы из задания А с задания Б. В чем парадокс?

Художник

А. Сравните рисунки с изображением Лисицы и Вороны (портфолио темы). Какие цвета вы брали, чтобы показать этих героев? По цветовой гамме определите отношение автора к каждому герою. Что интересного заметили?

Б. Прочитайте мораль басни. Кого осуждает И. А. Крылов в морали?

В. Сравните свой вывод из задания А с выводом задания Б. В чем парадокс?

Конструктор

А. Вспомните, где сидела Ворона, а где находилась Лисица.

Подберите фигуры по форме и размеру подходящие к месту нахождения каждого героя. Наклейте фигуру на то место, где находились герои.

Кому, на ваш взгляд, досталось большее пространство? Почему?

Б. Прочитайте мораль басни. Кого осуждает И. А. Крылов в морали?

В. Сравните свой вывод из задания А с выводом задания Б. В чем парадокс?

Математик

А. Сосчитайте, сколько слов в басне относится к Лисице и сколько к Вороне. Кому автор уделяет большее внимание? Кто больше нравится автору?

Б. Прочитайте мораль басни. Кого осуждает И. А. Крылов в морали?

В. Сравните свой вывод из задания А с выводом задания Б. В чем парадокс?

Натуралист

А. Перечитайте басню. Найдите слова характеризующую Ворону и определите отношение автора к этому герою.

Б. Прочитайте отрывок из книги

Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» Какой интересный факт заметили?

В. Сравните свой вывод из задания А с выводом задания Б. В чем парадокс?


14 - 15 баллов – «5»

11 - 13 баллов – «4»

10 - 8 баллов – «3»

7 и менее баллов – «2»



Таблица №3 Мое портфолио

Мое портфолио

Знаю


Хочу


Могу




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее