Самостоятельная работа учащихся в группах по теме лирика Н.А. Некрасова
Лирика Н.А. Некрасова. Учимся читать и понимать.
Цели урока: научиться понимать стихи Н.А.Некрасова, выявить особенности его художественного мира и стиля.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Предварительная подготовка: класс делится на четыре группы, каждая из которых получает домашнее задание.
Д.з. для первой группы: прочесть стихотворение «Родина», уметь объяснить его содержание, выучить наизусть стихотворение «Внимая ужасам войны…».
Д.з. для второй группы: прочесть стихотворения «Памяти Добролюбова», «Н.Г.Чернышевский» ,уметь объяснить их содержание, выучить наизусть стихотворение «Сеятелям».
Д.з. для третьей группы: прочесть стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…», «Железная дорога», «Элегия», уметь объяснить их содержание, выучить наизусть стихотворение»Вчерашний день часу в шестом….»
Д.з. для четвёртой группы: : прочесть стихотворения «Огородник», «Мы с тобой бестолковые люди…», уметь объяснить их содержание, выучить наизусть стихотворение «Гадающей невесте»
Повторить литературоведческие понятия: тема, идея, сюжет, средства художественной выразительности
Ход урока
1.Организационный этап. Постановка целей урока создание эмоционального настроя.
На доске записаны значения следующих слов:
Лира- древнегреческий струнный инструмент, который считался символом поэтического искусства;
Лирика-род литературы, где отражаются чувства, переживания автора и его героев;
Муза-1) богиня –покровительница искусств; 2)-источник поэтического вдохновения.
Элегия-жанр лирики, печальное стихотворение;
Стиль поэта- общие для всех произведений поэта идейно-художественные особенности изображения жизни;
Гражданин-член общества, у Некрасова –достойный сын своей страны.
2. Основная часть урока. Самостоятельная работа с текстом в группах.
Группы получают задания, над которыми будут трудиться 15 минут , а затем представляют свои результаты, делают выводы.
Задания для первой группы.
1.Опишите картины русской жизни, которые нарисовал Некрасов в стихотворении «Родина».
2. Что вы узнали из стихотворения о жизни поэта? Ответьте цитатами.
3. Выразительно наизусть прочитать стихотворение «Внимая ужасам войны…». Определить его тему и идею.
4. Составьте 3 вопроса для проверки понимания и усвоения вашего рассказа.
Задания для второй группы
1.Какой темой объединены стихотворения «Памяти Добролюбова», «Н.Г.Чернышевский», «Сеятелям»?
2. Чем восхищают Добролюбов и Чернышевский Некрасова? Ответьте цитатами.
3. Выразительно наизусть прочитать стихотворение «Сеятелям». Какова его идея?
4. Составьте 3 вопроса для проверки понимания и усвоения вашего рассказа.
Задания для третьей группы.
1.Какой темой объединены стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…», «Железная дорога», «Элегия»?
2. Выразительно наизусть прочитать стихотворение « Вчерашний день часу в шестом…». Какова главная мысль стихотворения?
3. Как поэт формулирует цель своего творчества, чем он объясняет свой выбор?
4. . Составьте 3 вопроса для проверки понимания и усвоения вашего рассказа.
Задание для четвёртой группы.
1.Какой темой объединены стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди», «Огородник», «Гадающей невесте». Перескажите их сюжеты.
2. В чем благородство поступка простого огородника?
3. От чего предостерегает поэт гадающую невесту?
4. . Составьте 3 вопроса для проверки понимания и усвоения вашего рассказа.
Обсуждение ответов и запись выводов в тетрадь в виде тезисов:
1.Каждое стихотворение Некрасова-это честная , реальная картина русской жизни второй половины 19 в.
2. Темы его стихотворений разнообразны, но главная- это заступничество за страдающий народ.
3. В стихах о народе поэт раскрывает душу русского крестьянина, его идеалы, чувства, стремления.
Итоговый вопрос: каков стиль Некрасова, какова его поэтическая манера?
3.Подведение итогов уроков.
Учитель комментирует самостоятельную работу в группах, обсуждение выставленных в группе оценок.