Самооценка творческого потенциала личности
Творческосткость – является одним из основных вопросов, изучаемых в психологии личности и ее развития. Однако, творческость, зачастую, отождествляется с интеллектуальными достижениями.
При всем разнообразии определений креативности (способность порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способность к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и др.) –
ее суммарная характеристика заключается в том, что – это способность создавать нечто новое, оригинальное. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности – это и есть творческий акт.
Тест «Самооценка творческого потенциала личности» позволяет выявить творческий потенциал – реализацию человеком собственной индивидуальности.
Рекомендуемый возраст применения – начиная со старшего подросткового возраста
Шкалы: творческий потенциал
Тестируем: Свойства личности
Возраст: Старший подростковый; взрослый
Тип теста: Вербальный
Вопросов: 18
Назначение теста:
Самооценка респондентом творческого потенциала.
Инструкция к тесту:
Просим вас дать свои ответы на предложенные вопросы. Для этого в бланке ответов рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.
Тестовый материал
Считаете ли вы, что окружающий мир может быть улучшен?
да;
нет;
да, но только кое в чем.
Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
да, в большинстве случаев;
нет;
да, в некоторых случаях.
Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей вызовут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выбрали?
да;
откуда у меня могут быть такие идеи;
может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
Считаете ли вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
да;
очень маловероятно;
может быть.
Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли вы в том, что дело получится?
конечно;
часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
чаще уверен, чем не уверен.
Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, то есть совершенно его не знаете?
да, все неизвестное привлекает меня;
нет;
все зависит от самого дела и обстоятельств.
Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
да;
что получается, то хорошо;
если это не очень трудно, то да.
Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
да;
нет, надо учиться самому главному;
нет, я только удовлетворю свое любопытство.
Если вы терпите неудачу,
то какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите нереальность;
продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
Профессию нужно выбирать исходя из:
своих возможностей и перспектив для себя;
стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
да;
нет;
если местность понравилась и запомнилась, то да.
Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что говорилось во время нее?
да;
нет;
вспомню все, что мне интересно.
Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы его повторить по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
да;
нет;
повторю, но не совсем правильно.
В свободное время вы предпочитаете:
остаться наедине, поразмышлять;
находиться в компании;
мне безразлично, буду ли я один или в компании.
Если вы занимаетесь каким-то делом, то решаете прекратить его только тогда:
когда дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
когда вы более-менее довольны выполненным;
когда дело кажется сделанным, хотя его еще можно сделать лучше. Но зачем?
Когда вы одни, то вы:
любите мечтать о каких-то, возможно, абстрактных вещах;
любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
независимо от того, где и с кем находитесь;
только наедине;
только там, где тишина.
Когда вы отстаиваете какую-то идею, то:
можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
останетесь при своем мнении, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка результатов теста
Начисляется по 3 балла за ответ «а», по 1 баллу за ответ «b», по 2 балла за ответ «c». Подсчитывается общая сумма баллов.
Интерпретация результатов теста
48 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы сможете реализовать свои способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
24 - 47 баллов. У вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры. Самый опасный – это страх, особенно если вы ориентированы только на успех. Боязнь неудачи сковывает ваше воображение - основу творчества. Страх может быть и социальным - страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывают вашу творческую активность, приводят к деструкции вашей творческой личности.
23 и менее баллов. Вы просто недооцениваете себя. Отсутствие веры в свои силы приводит вас к мысли, что вы не способны к творчеству, поиску нового.
Источники
Самооценка творческого потенциала личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.65-67.