Самооценка творческого потенциала личности
Творческосткость – является одним из основных вопросов, изучаемых в психологии личности и ее развития. Однако, творческость, зачастую, отождествляется с интеллектуальными достижениями.
При всем разнообразии определений креативности (способность порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способность к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и др.) –
ее суммарная характеристика заключается в том, что – это способность создавать нечто новое, оригинальное. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности – это и есть творческий акт.
Тест «Самооценка творческого потенциала личности» позволяет выявить творческий потенциал – реализацию человеком собственной индивидуальности.
Рекомендуемый возраст применения – начиная со старшего подросткового возраста
Шкалы: творческий потенциал
Тестируем: Свойства личности
Возраст: Старший подростковый; взрослый
Тип теста: Вербальный
Вопросов: 18
Назначение теста:
Самооценка респондентом творческого потенциала.
Инструкция к тесту:
Просим вас дать свои ответы на предложенные вопросы. Для этого в бланке ответов рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.
Тестовый материал
-
Считаете ли вы, что окружающий мир может быть улучшен?
-
да;
-
нет;
-
да, но только кое в чем.
-
-
Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
-
да, в большинстве случаев;
-
нет;
-
да, в некоторых случаях.
-
-
Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей вызовут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выбрали?
-
да;
-
откуда у меня могут быть такие идеи;
-
может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
-
-
Считаете ли вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
-
да;
-
очень маловероятно;
-
может быть.
-
-
Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли вы в том, что дело получится?
-
конечно;
-
часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
-
чаще уверен, чем не уверен.
-
-
Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, то есть совершенно его не знаете?
-
да, все неизвестное привлекает меня;
-
нет;
-
все зависит от самого дела и обстоятельств.
-
-
Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
-
да;
-
что получается, то хорошо;
-
если это не очень трудно, то да.
-
-
Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
-
да;
-
нет, надо учиться самому главному;
-
нет, я только удовлетворю свое любопытство.
-
-
Если вы терпите неудачу,
-
то какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
-
сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите нереальность;
-
продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
-
-
Профессию нужно выбирать исходя из:
-
своих возможностей и перспектив для себя;
-
стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
-
престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
-
-
Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
-
да;
-
нет;
-
если местность понравилась и запомнилась, то да.
-
-
Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что говорилось во время нее?
-
да;
-
нет;
-
вспомню все, что мне интересно.
-
-
Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы его повторить по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
-
да;
-
нет;
-
повторю, но не совсем правильно.
-
-
В свободное время вы предпочитаете:
-
остаться наедине, поразмышлять;
-
находиться в компании;
-
мне безразлично, буду ли я один или в компании.
-
-
Если вы занимаетесь каким-то делом, то решаете прекратить его только тогда:
-
когда дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
-
когда вы более-менее довольны выполненным;
-
когда дело кажется сделанным, хотя его еще можно сделать лучше. Но зачем?
-
-
Когда вы одни, то вы:
-
любите мечтать о каких-то, возможно, абстрактных вещах;
-
любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
-
иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
-
-
Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
-
независимо от того, где и с кем находитесь;
-
только наедине;
-
только там, где тишина.
-
-
Когда вы отстаиваете какую-то идею, то:
-
можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
-
останетесь при своем мнении, если сопротивление окажется слишком сильным.
-
Обработка результатов теста
Начисляется по 3 балла за ответ «а», по 1 баллу за ответ «b», по 2 балла за ответ «c». Подсчитывается общая сумма баллов.
Интерпретация результатов теста
-
48 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы сможете реализовать свои способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
-
24 - 47 баллов. У вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры. Самый опасный – это страх, особенно если вы ориентированы только на успех. Боязнь неудачи сковывает ваше воображение - основу творчества. Страх может быть и социальным - страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывают вашу творческую активность, приводят к деструкции вашей творческой личности.
-
23 и менее баллов. Вы просто недооцениваете себя. Отсутствие веры в свои силы приводит вас к мысли, что вы не способны к творчеству, поиску нового.
Источники
Самооценка творческого потенциала личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.65-67.