Самоанализ фрагмента индивидуального логопедического занятия
с обучающимся по ФАОП ИН, вариант 2 (первый год обучения)
Тихон, 9 лет, ребёнок с ТМНР (интеллектуальная недостаточность, нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата).
Занятие соответствовало КТП коррекционно-развивающих занятий, требованиям ФАОП.
Тема: Домашние животные. Лошадь.
Цель: способствовать расширению пассивного глагольного словаря по теме занятия.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать и развивать импрессивную сторону речи, расширяя пассивный глагольный словарь: погладь, корми, дуй, кидай, кати, лови, слушай, мой, вытирай, ищи, найди.
Коррекционно-развивающие:
- создавать условия для стимуляции речевой активности (вокализации, звукокомплексы);
- способствовать развитию сенсорной сферы (зрительный, тактильный и слуховой гнозис);
- способствовать развитию общей моторики;
- развивать силу выдоха.
Коррекционно-воспитательные:
- прививать умение вступать в контакт и взаимодействовать с педагогом, принимать помощь;
- создавать условия для овладения социально-бытовыми навыками (самообслуживания, уборки, ухода за животными).
Методы и приёмы работы были подобраны с учётом индивидуальных особенностей (множество симптомов в структуре дефекта) и зоны актуального развития ребёнка.
На предыдущих занятиях с Тихоном была проведена предварительная работа по ознакомлению с предметами, используемыми при уходе за лошадью. Инструкции давались кратко и чётко, в глагольной форме повелительного наклонения. Этапы занятия взаимосвязаны и последовательны. Для формирования навыков зрительного, тактильного и слухового гнозиса использованы упражнения «Погладь лошадь», «Ищи лошадь», «Услышь лошадь». В целях создания условий для первичного овладения социально-бытовыми навыками предложены игры «Помой лошадь», «Накорми лошадь».
Как способ развития силы выдоха и предпосылка к дальнейшему вызыванию речи у детей со сниженным слухом использованы игры с картонными втулками: «Повтори ИГО-ГО», «Дуй».
На занятии использовались аудиозаписи ржания лошади и мяукания кошки из методической копилки ИКТ-пособий, применялась звукоусиливающая аппаратура (Bluetooth-колонка). Несмотря на техническую заминку, Тихон справился с заданием по выделению «голоса» лошади среди других «голосов» животных.
Из-за наличия нарушения зрения была снижена нагрузка на зрительный аппарат: не предъявлялись плоскостные изображения, кроме фотографии для сюрпризного момента, распечатанной на матовой бумаге; соблюдён режим освещения помещения.
Для профилактики гиподинамии, а также для развития навыков общей координации движений на занятии осуществлялись постоянная смена видов деятельности, перемещение по разным зонам активности, а также игра с мячом.
Мною был учтён опыт ребёнка на занятиях по иппотерапии, что позволило использовать его при переносе имеющихся знаний и навыков на учебную деятельность, и тем самым выполнить поставленные задачи и достичь цели занятия.