«Осенний фестиваль знаний 2024»

Русский язык. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ь. 1 класс

Русский язык

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ь.

1 класс

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Русский язык

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ь.

1 класс


Технология личностно ориентированного обучения с элементами учебно–игровой и коммуникативно– диалоговой деятельности.

Обоснование к применению технологии

Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Система личностно ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.

Игровые и коммуникативные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.

Учебный результат. Ученик - инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем.

В процессе учебной игры расширяются кругозор и познавательная деятельность, применяются ЗУН в практической деятельности, формируются определенные умения, навыки, необходимые в практической деятельности; развиваются трудовые навыки.


Цели урока:

  • Содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов; побуждать в учащихся новые силы к познанию.

  • Развивать внимание и память; формировать у учащихся умение осуществлять мыслительные операции; формировать осознанное включение в учебную деятельность; формировать навыки самоконтроля.

  • Восстановить в памяти детей роль мягкого знака в слове, используя ранее полученные знания; продолжить формирование умения вычленять из речи и записывать слова с мягким знаком; работать над обогащением словарного запаса учащихся;


Ход урока



  1. Орг. момент.

Сегодня мы отправимся с вами на прогулку.

Покажите с каким настроением вы отправляетесь на прогулку.

Дети показывают карточки настроения.

  1. Чистописание. ( Работа в тетради на печатной основе.)

Рыбку ловят на пруду

Гномик Кре и гномик Ду.

Помогите им скорей

Наловить плотвы, ершей. Дети рисуют рыбок.

Из каких линий состоит рыбка? (Из наклонных и дугообразных.)


На доске: Я И Ь Е Ё Ю

Что написано на доске?

  • Что объединяет эти буквы?

  • Какую букву будем писать? Почему?

  • В чём трудность написания мягкого знака?

  • Запишем букву ь в тетрадь.

Упражнение для самоконтроля:

Сколько красивых букв написали,

Столько же гномики рыбок поймали.

( Дети соединяют карандашом лучшие буквы с удочками гномов)


III Определение темы и цели урока.

  • Исходя из наших рассуждений, сформулируйте тему урока.

  • Отталкиваясь от темы, и опираясь на записанные на доске слова, сформулируйте цель нашего урока:

Повторить всё, что…

Учиться находить …с …

Учиться обозначать с помощью …


Мягкий знак – хитрый знак:

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.


  • Для чего мягкий знак просится в слово?

  • Сегодня на уроке мы с вами об этом узнаем.


Послушайте: cь, нь, ль.

- Что я произнесла? Сколько звуков я произнесла?

- Какую из двух записей можно отнести к тому, что я произнесла? Почему вы так решили?

На доске: [С] , [Н], [Л] [С’] [Н’] [Л’]

Прочитайте. Запишите буквами.

- Есть ли отличие в записи и в произношении этих звуков?


Две буквы за руки взялись

И в звук один слились.

Какой вывод можно сделать?

(Вывод: мягкий знак не обозначает звука. На письме ь обозначает мягкость предшествующего согласного.)


На доске появляются иллюстрации: рысь, конь, медведь.

  • Кого вы видите на этих иллюстрациях?

  • Назовите «лишнее» слово. По каким признакам вы его исключили?


IV Словарная работа.


  • Как вы думаете , куда можно отправиться, чтобы увидеть всех этих животных?

( В зоопарк.)

  • Чтобы узнать, что надеть предлагаю прочитать написанное через одну букву.

На доске: (сапоги, пальто) П С А А Л П Ь О Т Г О И

Сколько здесь записано слов? Назовите их. Какое слово новое? (Пальто)

Что такое пальто?

Давайте узнаем происхождение этого слова. Откуда оно к нам пришло и что обозначает?

( Работа с этимологическим словарём).

Прочитайте слово орфографически. Определите «ошибкоопасное место» в слове пальто.

Какую роль выполняет мягкий знак?

Скажите, как можно использовать пальто в жизни? Ответьте полным предложением.

Варианты ответов:

Пальто надевают в холодное и прохладное время года.

Мама одела дочке зимнее пальто.

Пальто можно укрыться вместо одеяла.

Пальто можно подстелить, чтобы было теплее и мягче.

Пальто можно применить в дождь как зонтик.

Пальто можно использовать как перегородку.


  • Чтобы узнать на чём мы поедем в зоопарк, предлагаю отгадать ребус:

На доске: МАШИНА.

  • Ребята, какую ловушку можно было поставить в этом слове? (Дети находят орфограмму).

Вьётся лента – не поднять.

По ней можно пробежать.

Вы подумайте немного.

Получается …( дорога)

На доске: Д-Р-ГА

  • Что здесь за ловушка?

Мы сейчас с вами потренируем память, будем фотографами. Возьмём в руки воображаемые фотоаппараты, настройте объектив и переведите его на слова. Проговариваем первое слово. Фотографируем. (Дети выполняют задание со всеми словами.)

Плёнку фотографы проявляют в темноте. Закройте глаза и шёпотом ещё раз проговорите эти слова.

( Карточки закрываются)

Теперь настало время печатать фотографии. Слова записываем в строчку, в любом порядке.

В словах поставьте ударение и выделите опасные места.

  • Проверьте, правильно ли вы записали слова?

Проверка написанного с помощью сигнальных карточек - «огоньков».


V. Физкультминутка.

И вот мы в зоопарке. Если услышите слово в записи которого нужен ь – поднимаете руки вверх, если мягкого знака в слове нет – приседаете.

Верблюд, лань, лес, пеньки, пальма, ручка, угол, банка, банька.

В какое слово просился мягкий знак? Почему мы его туда не пустили?( чк –чн пишем без мягкого знака).


VI. Работа с предложением.

На доске – изображение тюленя.

Мы подошли к водоёму в зоопарке. Кто из вас узнал это животное? Где обитает тюлень?

Тюлень – прекрасный ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень. Наберёт воздуху – и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюлень пробивает лёд головой. Иначе задохнуться можно. Питается тюлень рыбой. (Текст у каждого на парте.)

  • Что нового вы узнали об этом животном?

  • Одно предложение мы запишем под диктовку. «Тюлень ловит рыбу» (Один ученик пишет на доске.) Зажгите «огоньки» - проверка написанного.

Назовите слово где букв больше, чем звуков. Объясните свой выбор.

Назовите мягкие согласные в слове. Каким способом обозначена мягкость согласного звука на письме?

Сделайте вывод.( С помощью гласных … и буквы Ь.)


VII. Закрепление изученного.

Что случилось в зоопарке?

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

  • Вернём животных на свои места. Задания по рядам: 1 ряд – выпиши названия зверей, 2 ряд – выпиши названия птиц, 3 ряд – выпиши названия рыб.

На карточке.

Олень, угорь, голубь, конь, пескарь, снегирь, свиристель, линь, лось.

Кто из вас может прочесть названия зверей? Что объединяет эти слова?

Проверка: выбор картинок соответствующих названию зверей, птиц, рыб.


Прочитайте вывод в тетради: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.




Индивидуальное задание. (Для сильных учеников. Выполняется параллельно с предыдущим заданием.)


К-1 Составь предложение из слов и запиши его.

В, окунь, живёт, пруду, нашем.

К-2 Сидит, на, снегирь, рябине.

К –3 Плывёт, крупный, вот, карась.

К –4 Олень, на, вышел, большой, поляну.

(При проверке индивидуальных заданий дети на слух вычленяют слова с мягким знаком.)


VIII. Итог.

Наша прогулка заканчивается. Подведем итог работы.

Вспомните, какая цель стояла перед нами?

Что вы можете рассказать о мягком знаке? Для чего он просится в слово?

Удалось ли нам полностью выполнить цель нашего урока? ( Нет. Мы не говорили о ь- разделительном знаке.)

Покажите карточку, которая отобразит ваше настроение в конце урока.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее