«Осенний фестиваль знаний 2024»

Роль внеурочных занятий в личностно- ориентированном развитии учащихся начальных классов

Начальная школа - важнейший этап в становлении учебно-познавательных, эмоционально-нравственных и деятельностных отношений детей. Именно на этом этапе раскрываются, формируются и развиваются творческие способности личности школьника. И от того, насколько оптимальной будет организация учебного процесса, во многом зависит эффективность формирования личности ребенка.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: «Роль внеурочных занятий в личностно – ориентированном развитии учащихся начальных классов».

Федорова Екатерина Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Синская СОШ» Хангаласского улуса

Республика Саха (Якутия)


Цель:

1.Показать использование личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся начальных классов во внеурочной деятельности. Об особенностях внедрение требований ФГОС во внеурочной деятельности.

Актуальность: Современное общество нуждается в компетентных гражданах России, инициативных, высокообразованных и предприимчивых молодых людях, способных решать жизненно важные задачи, увеличивать интеллектуальный потенциал страны, восстанавливать русскую духовную культуру. А это значит, основной целью образования должен стать человек как самоцель.

Объект изучения: учащиеся начальных классов.

Гипотеза: Дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими действиями, подчинять их определенному плану.

Практическая значимость: Мне представляется, что модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных.

Главными целевыми установками в реализации ФГОС второго поколения являются КОМПЕТЕНЦИИ, полученные учащимися в ходе обучения, при этом под термином понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области.

Главным инструментом формирования компетенции учащимися является личностно-ориентированный подход к обучению, формирование личностно-ориентированной среды.

Разработчиком личностно ориентированного подхода является Ирина Сергеевна Якиманская. Личностно - ориентированный подход представляет собой систему взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности, так как быстроменяющийся мир диктует новые цели и приоритеты образования. Это – умение работать с информацией,

умение учиться в течение всей жизни, умение самостоятельно решать новые задачи, развитие творческих возможностей учащихся.

Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, поэтому для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Начальная школа - важнейший этап в становлении учебно-познавательных, эмоционально-нравственных и деятельностных отношений детей. Именно на этом этапе раскрываются, формируются и развиваются творческие способности личности школьника. И от того, насколько оптимальной будет организация учебного процесса, во многом зависит эффективность формирования личности ребенка.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

Учитель начальных классов выпускает в каждые четыре года класс. В последние годы переходят в средние классы учащиеся, полностью занимавшиеся внеурочной деятельности. Последний мой выпуск прошёл следующие занятия.


Направления

Названия занятий

Цели и задачи

1.

Духовно – нравственное направление


Рисуем все

Театр юных зрителей

Төрөөбүт дойдум

Читалочка

1.Формирование любознательной и трудолюбивой личности, знающего историю, традиции и природу своего края и уважающего живущих рядом людей.

2.


Общеинтеллек-туальное

направление


Лесная математика

Робототехника

Шахматы

Хочу все знать

Умники и умницы

Юный эрудит



1.Формирование активной мыслительной деятельности, приобретение знаний.


3.

Общекультур-ное направление

Веселые пальчики

Домисолька

Музыкальные инструменты

Хоровое пение


1.Выявление и развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса, основ трудовой культуры.

4.

Спортивно – оздоровитель-ное

направление

Легкая атлетика

Час отдыха

Ритмика


1.Развитие ритмики в танцевальных движениях и развитие музыкальности.

2.Формирование здоровье-

сберегающей грамотности,

овладение умениями и навыками укрепления здоровья на основе правила здорового образа жизни.


5.

Социальное направление. /Проектная деятельность агрономического характера/

Хочу все знать

Мой край

1.Приобретение начальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи.

2.Способствовать формированию первичных знаний в области сельского хозяйства и воспитанию трудолюбия.


При этом из 10 учащихся посещали: хореографическую школу -5 уч-ся,

художественную школу – 3 уч-ся, фольклорную группу -5 уч-ся.

Всегда активно участвовали во всех мероприятиях школы, улуса, республики.

В результате среди выпускников:

олимпиадников, с хорошими показателями – 3 уч-ся,

танцевальными способностями – 5 уч-ся,

сольным пением – 4 уч-ся,

художественными способностями – 2 уч-ся,

спортивными способностями – 5 уч-ся,

музыкальными способностями -1 ученица.

Якутским фольклором увлеклись 5 учащихся.

Специфическое значение внеклассных занятий для развития творческого мышления, заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления проблемного метода обучения, для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для испробования разных подходов, разных путей поиска.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

-Развитие способностей детей, раскрытие их индивидуальности;

-Создание условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей, и были успешными;

-Сохранение и укрепление в процессе обучения интеллектуального, нравственного, психологического, физического здоровья школьников.

В последнее время, в обществе, наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего благоприятную, комфортную для своего ребёнка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность. Здесь мы видим совпадение заказа государства, чаяний общества и желаний родителей в частности на «портрет» выпускника будущего.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее