Тема: «Роль внеурочных занятий в личностно – ориентированном развитии учащихся начальных классов».
Федорова Екатерина Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Синская СОШ» Хангаласского улуса
Республика Саха (Якутия)
Цель:
1.Показать использование личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся начальных классов во внеурочной деятельности. Об особенностях внедрение требований ФГОС во внеурочной деятельности.
Актуальность: Современное общество нуждается в компетентных гражданах России, инициативных, высокообразованных и предприимчивых молодых людях, способных решать жизненно важные задачи, увеличивать интеллектуальный потенциал страны, восстанавливать русскую духовную культуру. А это значит, основной целью образования должен стать человек как самоцель.
Объект изучения: учащиеся начальных классов.
Гипотеза: Дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими действиями, подчинять их определенному плану.
Практическая значимость: Мне представляется, что модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных.
Главными целевыми установками в реализации ФГОС второго поколения являются КОМПЕТЕНЦИИ, полученные учащимися в ходе обучения, при этом под термином понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области.
Главным инструментом формирования компетенции учащимися является личностно-ориентированный подход к обучению, формирование личностно-ориентированной среды.
Разработчиком личностно ориентированного подхода является Ирина Сергеевна Якиманская. Личностно - ориентированный подход представляет собой систему взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности, так как быстроменяющийся мир диктует новые цели и приоритеты образования. Это – умение работать с информацией,
умение учиться в течение всей жизни, умение самостоятельно решать новые задачи, развитие творческих возможностей учащихся.
Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, поэтому для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.
Начальная школа - важнейший этап в становлении учебно-познавательных, эмоционально-нравственных и деятельностных отношений детей. Именно на этом этапе раскрываются, формируются и развиваются творческие способности личности школьника. И от того, насколько оптимальной будет организация учебного процесса, во многом зависит эффективность формирования личности ребенка.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.
Учитель начальных классов выпускает в каждые четыре года класс. В последние годы переходят в средние классы учащиеся, полностью занимавшиеся внеурочной деятельности. Последний мой выпуск прошёл следующие занятия.
№ | Направления | Названия занятий | Цели и задачи |
1. | Духовно – нравственное направление
| Рисуем все Театр юных зрителей Төрөөбүт дойдум Читалочка | 1.Формирование любознательной и трудолюбивой личности, знающего историю, традиции и природу своего края и уважающего живущих рядом людей. |
2.
| Общеинтеллек-туальное направление
| Лесная математика Робототехника Шахматы Хочу все знать Умники и умницы Юный эрудит
| 1.Формирование активной мыслительной деятельности, приобретение знаний.
|
3. | Общекультур-ное направление | Веселые пальчики Домисолька Музыкальные инструменты Хоровое пение
| 1.Выявление и развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса, основ трудовой культуры. |
4. | Спортивно – оздоровитель-ное направление | Легкая атлетика Час отдыха Ритмика
| 1.Развитие ритмики в танцевальных движениях и развитие музыкальности. 2.Формирование здоровье- сберегающей грамотности, овладение умениями и навыками укрепления здоровья на основе правила здорового образа жизни.
|
5. | Социальное направление. /Проектная деятельность агрономического характера/ | Хочу все знать Мой край | 1.Приобретение начальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи. 2.Способствовать формированию первичных знаний в области сельского хозяйства и воспитанию трудолюбия. |
При этом из 10 учащихся посещали: хореографическую школу -5 уч-ся,
художественную школу – 3 уч-ся, фольклорную группу -5 уч-ся.
Всегда активно участвовали во всех мероприятиях школы, улуса, республики.
В результате среди выпускников:
олимпиадников, с хорошими показателями – 3 уч-ся,
танцевальными способностями – 5 уч-ся,
сольным пением – 4 уч-ся,
художественными способностями – 2 уч-ся,
спортивными способностями – 5 уч-ся,
музыкальными способностями -1 ученица.
Якутским фольклором увлеклись 5 учащихся.
Специфическое значение внеклассных занятий для развития творческого мышления, заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления проблемного метода обучения, для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для испробования разных подходов, разных путей поиска.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
-Развитие способностей детей, раскрытие их индивидуальности;
-Создание условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей, и были успешными;
-Сохранение и укрепление в процессе обучения интеллектуального, нравственного, психологического, физического здоровья школьников.
В последнее время, в обществе, наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего благоприятную, комфортную для своего ребёнка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность. Здесь мы видим совпадение заказа государства, чаяний общества и желаний родителей в частности на «портрет» выпускника будущего.