Роль школьного музея в образовательной среде кадетской школы
Иностранный язык как учебный предмет имеет множество связей со смежными предметами, поэтому на уроках английского языка можно эффективно организовывать межпредметную познавательную деятельность учащихся. В этом нам помогают занятия нетрадиционной формы.
Как много может дать ученику правильно организованное музейное занятие? Ответ вы знаете и, наверняка, используете этот ресурс в учебном процессе… Дети любят вырваться из стен кабинета и в новой атмосфере заниматься вполне привычном делом – учёбой.
Как ещё можно использовать этот ресурс?
Я хочу поделиться опытом организации занятий в школьном музее. Мы провели серию уроков нетрадиционной формы в нашем музее: урок-экскурсия «По страницам великой войны», урок-квест «Самый внимательный посетитель музея», исторический урок «Кадетская форма: сегодня и завтра», урок-викторина «Наш музей»
Начну с того, что эффективность и успешность проведения занятия, прежде всего, зависит от тщательности его подготовки и планирования.
На первом этапе ставятся цели и формулируются задачи урока, проводится отбор содержания и подбор способов для активного восприятия информации (постановка серии проблемных вопросов перед началом экскурсии; постановка творческих задач; сделать наброски экспоната, ответить письменно на поставленные вопросы и другие.)
Можно составить для ребят карту заданий, в основе которой будет поиск экспонатов, наблюдение за ними, поиск каких-то связей или закономерностей. В карте должно быть 6-10 вопросов. Как они могут звучать?
Попросите ребят найти экспонат такого-то года с указанным признаком.
В одном из вопросов могут быть перепутаны слова, чтобы прежде чем найти нужный экспонат, ребята поработали с языковым материалом.
Можно разрезать на буквы английское название одного из стендов для изучения, таким образом учащимся придется применить смекалку прежде чем изучить нужную экспозицию.
Также можно дать задание убедить кого-то в чем-то, используя информацию одного из стендов.
Один из вопросов может быть представлен в форме ребуса.
Или, например, в школьном музее в одном из секторов висит газета «Граница России», в ней надо найти информацию о человеке с определенной фамилией, а исходя из статьи, ребята должны указать его звание, профессию.
Игра предполагает детальное ознакомление с экспонатом и максимальный объём информации, который тот может дать. Учитель составляет вопросы так, чтобы между ними прослеживалась тематическая взаимосвязь. Они не должны быть слишком просты (лежать на поверхности), но и приблизительно время, затраченное на поиск, не должно превышать сорока минут. Время для выполнения - около недели.
То есть ребята сами определяют день и время, когда они посетят музей и выполнят задания. Можно предложить ученикам самостоятельно или в группе сделать репортаж о музее. Обычно можно ожидать наплыва статей о музее, его направленности, экспозиции.
Тогда лучше порекомендовать ученикам подойти к заданию творчески: взять, например, интервью у хранителя школьного музея, сделать фотоотчёт, написать статью не вообще о музее, а об одной из его экспозиций. Только намекните ученикам на такие варианты, и они займутся развитием идеи.
Таким образом, на музейных уроках межпредметные связи комплексно воздействуют на личность учащихся: как на познавательные, так и нравственные стороны, формируя не только образованного человека, но и гражданина-патриота России.
Card 1
1.Find a book about a hero general. One of the streets in Volzhsky is named in his honour.
2.How was a German grenade (граната) called? The name contains the name of some food.
3.Find the name of a person who was a prisoner both in fascist and Stalin`s camps.
Card 2
1.Whose Komsomol certificate can you see in the museum?
2.How was a defensive hand grenade (граната) called? This name contains the name of a very sour fruit.
3.Find the name of a three times hero pilot of the USSR who shot down 59 enemy aircrafts.