РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Е.В.Андриянова
МБОУ «Гимназия №1» г. Липецка
«Главное в воспитании детей то, чтобы
они этого не замечали».
Ш. Амонашвили.
Следуя новым образовательным стандартам, современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения и защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра станут взрослыми и начнут самостоятельную жизнь. Ученики идут в школу не только за знаниями, но и для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль играет в этом ученическое самоуправление.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в гимназии всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
Поэтому одной из самых главных для себя, ребят и родителей я определяю задачу – организация самоуправления в классе. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Оно выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. И если говорить в целом, то самоуправление – это демократичный способ организации нашей коллективной жизни. Ученики через самоуправление осуществляют свое право на участие в управлении пока классом, а потом и гимназией.
Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива - нет самоуправления. А значит, самоуправление это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом.
Как учитель начальных классов я считаю, что моя обязанность заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.
Для начального этапа характерны непонимание детьми задач участия в организации жизни своего коллектива, отсутствие всякого опыта и навыков организаторской работы. Здесь важную роль играет четкий инструктаж и высокая требовательность со стороны педагога. Не разъяснили понятно, что и как делать – не жди хорошего результата. Забыли проверить сделанное – в следующий раз результата не будет.
В первом классе, со второй четверти привлекаю учащихся к выполнению простейших организаторских функций. Самоуправление первоклассников заключается в выполнении ими простейших обязанностей (раздача тетрадей, проверка сменной обуви, проверка порядка на парте и др.) Учащиеся начинают активно участвовать в гимназических и классных делах, в конкурсах и акциях по мере возможности проявляя инициативу и творчество. Мы стараемся не пропустить ни одного конкурса, ни одного мероприятия в гимназии. Это помогает и потенциал учащихся реализовать и повышает чувство ответственности за общее дело, гордости за класс и объединяет родителей и детей в совместных делах. Но пока все выполняется по прямым поручениям учителя.
Со второго класса целесообразно закрепление на определенный срок поручений. Новое в работе – коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Кроме того, мы становимся полноправными членами детского объединения «Подсолнушки», а значит, учимся чувствовать свою причастность к жизни гимназии. Назначаем членов Совета «Подсолнушек». Все решения совета обсуждаем в классе сразу же, думаем, как будем участвовать в том, или ином деле.
Третий и четвертый классы - новые стадии развития самоуправления в детском коллективе. Если раньше учащиеся еще работали под контролем учителя, то теперь, классный руководитель играет частично роль консультанта – помощника при решении важных для коллектива вопросов и подготовке творческих дел. При планировании деятельности по воспитательной работе, я, как классный руководитель, спрашиваю мнение учащихся: какие мероприятия им хотелось бы провести, подготовить? Где побывать с экскурсией? Стараюсь показать учащимся, что наша деятельность является совместной.
Организация любой деятельности решает определенные цели и задачи. Наша цель - это воспитание личности с яркими организаторскими качествами, способной принимать решения, ответственной и дисциплинированной, готовой самостоятельно сделать выбор, обладающей активной жизненной позицией путем использования интеллектуального и физического потенциала учащихся в решении разных вопросов.
Реализуя эту цель, решаем следующие задачи:
*создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать качества лидера;
*дать возможность самореализоваться и самоутвердиться каждому через конкретные дела;
* создать условия для развития самостоятельности, инициативности, индивидуальности;
* создать благоприятные условия для совместной деятельности учащихся и родителей;
*формировать толерантность, умение общаться;
*реализовать интересы каждого учащегося;
*привлечь родителей к совместной деятельности.
Высшим органом самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
- Определяет основные направления классной жизни;
- Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения;
- Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной деятельности.
Собрание проводим один раз в четверть.
Структура классного самоуправления включает:
*коллегия образования (отвечает за дистанционные олимпиады, презентации, портфолио)
*коллегия инициативы и творчества (отвечает за мероприятия, конкурсы)
*коллегия спорта (отвечает за спортивные мероприятия, назначает инструкторов по физкультминуткам)
*коллегия культуры (отвечает за посещение театров, музеев, выставок, библиотек, филармонии)
*коллегия благоустройства (отвечает за дежурство по классу, по гимназии, в столовой, уход за зеленым уголком гимназии)
Благодаря данной структуре самоуправления в нашем классе дети быстро адаптируются к школьной жизни, формируют коммуникативные навыки, нормы поведения в общественных местах.
Родители учащихся класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Коллектив родителей разбился на группы по тому же принципу. Каждую четверть в классе есть помощники - родители. Они помогают к подготовке к мероприятиям, конкурсам, совместно с учащимися готовят классные часы, праздники, поездки. Теперь и родители соревнуются, чья четверть будет самая интересная и насыщенная.
Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.
Каждый ученик руководствуется нравственными ценностями, которые утверждаются в классе, на основе которых он делает самостоятельный нравственный выбор. У нас стали традиционными:
*дни рождения членов коллектива класса;
*посещения театров, выставок, музеев;
*проведение календарных праздников.
Система управления нашего класса максимально открытая. Учащиеся, родители, классный руководитель – сотоварищи. Классный руководитель – близкий друг, помощник, советчик.
Понятно, что организация самоуправления в классе – это одна из важнейших задач классного руководителя в современной школе. Равнодушие ребят к общественному движению и ученическому самоуправлению приводит к тому, что классный руководитель либо сам выполняет большинство той работы в коллективе, которая могла бы стать компетенцией учащихся, либо перекладывает ее на плечи одного-двух наиболее ответственных учеников и затем, удивляется тому, что учащиеся равнодушны к общему делу и не дружны.
Человек – саморазвивающаяся личность. Его мало научить, он должен учиться сам. Но его можно обучить, создавая поле деятельности и среду общения для саморазвития и жизнетворчества.
Таким образом, самоуправление в начальной школе возможно и необходимо и ведущая роль в этом принадлежит классному руководителю!
Список литературы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ-М.: Просвещение, 2010.
Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор – М.: Просвещение, 2010.