«Первые шаги ребёнка в школе. Итоги первой четверти.»
Основные вопросы для обсуждения:
1. Адаптация первоклассников, уровни адаптации, дезадаптация. Результаты анкетирования.
2. Условия адаптации .Физиологические и психологические условия адаптации первоклассников к школе. Причины дезадаптации.
3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.
4. Советы для родителей.
Ход собрания.
- Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада нашей новой встрече с вами. Хочу поблагодарить вас, что нашли время и пришли на нашу встречу.
Тема нашего сегодняшнего собрания звучит так «Первые шаги ребёнка в школе. Итоги первой четверти». О чём хотелось бы мне с вами поговорить по данному вопросу. Конечно же, о том, как идёт адаптация у наших первоклассников, обратить ваше внимание на уровни адаптации. Какие трудности мешают первоклассникам адаптироваться к новым условиям.
II. Эмоциональный настрой на собрание.
Родительский практикум в виде игры «Поляна чувств»
-Вот уже прошло чуть больше двух месяцев, как ваш ребёнок переступил школьный порог и вы стали родителями первоклассников.
В вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Мы попробуем из этих эмоций и чувств создать поляну, которая будет называться «Поляна чувств». Конечно, мы с вами будем создавать летнюю поляну. А она без цветов не может быть. Ваши чувства и эмоции будут выражены в цвете. Цветы здесь разных цветов и оттенков. Светлая цветовая гамма – говорит о положительном настрое, тёмная –говорят о проблемах в адаптации вашим ребёнком к школе.
Сделать вывод по полученному рисунку.
Эти первые месяцы пребывания вашего ребёнка в школе, конечно же, не обошлись без натиска капризов детей по поводу раннего вставания в школу, по поводу первых неудач и трудностей в учении и в приготовлении домашнего задания, может быть даже жалоб на товарищей по классу по поводу того, что кто-то их обижает. Сейчас ещё идет время адаптации детей, этот период может длиться от 2 до 4 месяцев, в крайних случаях до полугода, всё индивидуально. Значительная часть детей адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения.
Что такое адаптация?
Мы рассматриваем школьную адаптацию. Это процесс привыкания и приспособления ребёнка к новым условиям, к новым требованиям, к новой деятельности, которое связано со школьным обучением.
Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы ребёнка, от его темперамента, черт характера, адаптационных способностей, от подготовленности ребёнка к школе и т.д.
Почему нам, взрослым, нужно внимательно отслеживать этот период адаптации к обучению наших первоклассников?
Потому что, от адаптации зависит успешность овладения ребёнком учебной деятельностью, комфортность его от пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению. Каждый первоклассник переживает и осознаёт этот период по-своему.
Психологи выделяют три уровня адаптации учащихся к школьному обучению.
Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.
1.Высокий уровень –
Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.
- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно.
- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.
- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.
- По моим наблюдениям это следующие ученики:
1.Быков Вячеслав
2.Глушенко Степан
3.Кукушкина Кира
4.Кущенко Максим
5.Семенова Вика
6.Сурцева София
7.Усов Миша
8.Шохина Анна
2.Средний уровень –
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
- Понимает учебный материал и усваивает содержание учебных программ.
- Самостоятельно решает типовые задачи.
- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
- Общественные поручения выполняет добросовестно.
- Дружит со многими одноклассниками
1.Каныгина Женя
2.Бушнев Вова
3.Васильченко София
4.Громов Вова
5.Крюкова Тея
6.Прихожий Андрей
7.Тимченко Богдан
8.Уклеина Настя
9.Устинов Никита
10.Чеснокова Алена
3.Низкий уровень –(характеристика данного уровня)
- Первоклассник отрицательно относится к школе.
- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
- Наблюдаются нарушения дисциплины.
- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
- Самостоятельная работа с учебником затруднена.
- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
- Для того, чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
- Пассивен.
1.Абдулаев Расул
2.Карпенко Дима
3.Лепишев Максим
4.Литвинов Ярослав
5.Романенко Валя
6.Рябов Савелий
7.Стрельников Святослав
9.Харкавый Павел
10.Яковлева Вероника
11.Самойлова Катя
12.Калмыкова София
13.Калмыков Данил
Вывод: Если взять класс в целом и посчитать в % отношении все те результаты на сегодняшний день, то получается – класс адаптирован к школьному обучению на 58%.
На какие условия вы родители должны в первую очередь обратить внимание в период адаптации ребёнка к школьному обучению.
Как помочь ребенку?
1.В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
2.Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
3.Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
4.Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
5.Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
6.Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
7.И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.
8.Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.
Не смогла не коснуться и причин дезадаптации.
В период адаптации очень большую роль играет стиль взаимоотношения взрослого с ребёнком. Конечно, отрицательные эмоции мы проявляем чаще, чем положительные. Хотя должно быть наоборот. Если ребёнка хвалят, поощряют, одобряют и т.д. он чувствует поддержку и будет больше стараться.
Что делать:
1. Бессмысленно и совсем не полезно паниковать, ругать и обвинять самого ребенка. Ребенок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании.
2. Постарайтесь в беседах с ним выявить его «слабое место» – то, что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или взрослыми, отсутствие мотивации, слабое развитие – и постарайтесь его устранить.
3. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся на его голову, а как что-то полезное и интересное
Итоги первой четверти.
Обучение в первом классе безотметочное.
Чтение. Большую часть первой четверти по чтению занял добукварный период. В этот период дети готовились к чтению, на уроках развивали устную речь, научились составлять схемы слов, предложений; познакомились с понятиями звук, гласные звуки, ударение, слог. До каникул успели познакомиться с одиннадцатью буквами.
Дети, которые пришли в школу умеющими читать или знающими буквы, им легче работать на уроке чтения.
Есть группа ребят, которые очень трудно запоминают буквы, очень трудно соединяют их в слоги. Какой совет вам можно дать, чтобы помочь ребёнку. Для запоминания букв – на развороте страницы букваря справа помещён текст. Не читающий ребёнок не прочтёт этот текст, а вот буквы, которые изучили, он сможет найти и подчеркнуть. Здесь можно поймать двух зайцев: и буквы запомнить и внимательность развить. Изученные буквы каждый день повторяйте.
Уроки письма
Моторные навыки, мелкие движения рук ещё очень несовершенны, это вызывает у ребёнка естественные трудности при овладении письмом. Вы это замечаете. На что вам нужно обратить внимание. В первую очередь
1.На посадку ребёнка при письме
2. На то, как он держит ручку
3. Правильное положение тетради при письме
4.Отрабатывать письмо элементов букв в отдельной тетради в узкую линию, отрабатывать соединения букв, большую букву в именах людей, в начале предложения , знаки препинания в конце предложения
5. Обращаем внимание на аккуратность
С изучением букв начали печатать и писать прописные буквы. Здесь и проявилась неподготовленность руки к письму. С написанием отдельной буквы ещё можно сказать справляются, а когда пошли слоги и слова, здесь вот появилась трудность в соединении букв, в умении наблюдать за ними, следить за высотой букв. У многих рука дрожит. Буквы получаются неправильные.
Какой совет можно дать. Мы должны развить мелкую моторику руки ребёнка. Предложить ему такие упражнении, которые в этом им способствуют и помогут.
Упражнения для развития мелкой моторики руки.
1.Лепка из глины и пластилина. Если на улице зима, то можно лепить из снега снеговиков, крепости, снежки.
2.Рисование и раскрашивание картинок. Упражнения для рисования могут быть самыми различными: раскрашивание, штриховка, обвод картинки, дорисовывание предметов, рисование орнаментов и узоров, чудесное превращение геометрических фигур.
3.Поделки из бумаги. Аппликации, оригами, плетение из бумажных полосок.
4.Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек, сухих листьев, соломы, семян.
5.Плетение из бисера. Плетение из цветной проволоки, из ниток. Плетение косичек из тесьмы.
6.Нанизывание бус и пуговиц, ягод рябины.
7.Все виды ручного творчества: вышивание, вязание, выжигание, чеканка, выпиливание.
8.Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков.
9.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Конструирование из палочек, спичечных коробков, катушек. Поделки из пластиковых или металлических деталей конструктора.
10.Переборка круп. Насыпать на небольшое блюдечко горох, рис, гречку и попросить ребенка рассортировать.
11.Теневой театр. На освещенной настольной лампой стене появляются удивительные птицы и звери, показанные руками.
12. «Показ» стихотворения руками. Пусть ребенок изображает руками все, о чем говорится в стихотворении. Рассказывание стихотворения превратится в маленький спектакль.
Уроки математики.
По математике идёт знакомство с числовым рядом до 10.Что должен усвоить по данной теме? Ребёнок должен знать:
1.Место числа в ряду,
2.Соотносить название числа с количеством предметов и с цифрами, уметь сравнивать его с другими числами,
3.Определять, на сколько больше или меньше другого числа, выполнять с ними арифметические действия на сложение и вычитание.
4.Уметь составлять четвёрку примеров на взаимосвязь сложения и вычитания.
5.Знать состав изученного числа. Научиться записывать число цифрой.
6.Различать форму, цвет, размер изображённых предметов, уметь предметы группировать по этим признакам.
7.Уметь читать равенства и неравенства, использовать при письменной записи знаки ,
На уроках окружающего мира.
1.Рассказывали, что изображено на иллюстрации в учебнике.
2.Отвечали на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).
3.Сопоставляли признаки предметов и явлений, определяли сходства и различия.
4.Группировали предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).
5.Устанавливали правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).
6.Называли признаки осени.
7.Объясняли значение некоторых дорожных знаков.
8.Обсуждали правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и старались выполнять их.
9.Находили нужную информацию в справочнике учебника.
Оценивали своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице. Изучили различные цветы (полевые, растущие на клумбе), виды деревьев и т.д. по программе с опорой на учебник и рабочую тетрадь.
На уроках проблем с дисциплиной можно сказать, что нет. Острой проблемой выступает сдерживание двигательной активности ребенка на перемене, когда происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат. Возраст 7-8 лет является периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию норм и правил и к их повседневному выполнению. Саморегуляция поведения у большинства детей в классе отсутствует. Давайте учить детей управлять своим поведением. Во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей. Один побежал, другому тоже надо. Часто при разборе конфликта перекладывают вину друг на друга вместо того, чтобы признать свою неправоту и постараться исправиться. Необходимо научить ребёнка сдерживать негативные проявления в поведении.
Еще одна проблема в классе – это громкоговорение. Дети даже между собой очень громко говорят. Дома постарайтесь, пожалуйста, сами сбавить громкость и если ребенок начнет переспрашивать, не торопитесь повторять ему свой вопрос или просьбу. Иначе он привыкнет, что ему достаточно переспросить, вместо того, чтобы вникнуть с 1-го раза. Мне приходится по несколько раз повторять одно и то же. Дети слушают, но не слышат, т.е. не вникают в суть произнесенной фразы, не сразу могут повторить, сказанное мной.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
• организация режима дня;
• контроль за выполнением домашних заданий;
• приучение детей к самостоятельности.
1-е направление помощи – организация режима дня.Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня.
Организация режима дня позволяет ребенку:
• легче справиться с учебной нагрузкой
;• защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
2-е направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.
3-е направление помощи — приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы “заставить” работать за себя.
Самое главное чему ребенок должен научиться к концу 1 класса – хотеть и уметь учиться!