Родительское собрание на тему: «Межличностные отношения в классе»
Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.
Марк Аврелий
Проблема межличностных отношений
- От чего они зависят?
2. На основании чего они выстраиваются?
3. К чему они приводят, т.е. каков результат благоприятных межличностных отношений в классе, или какова обратная сторона этих отношений.
Мой ребенок другие дети
?
Справедливость
Отзывчивость
Взаимопомощь
Эгоизм
?
РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ Такие дети испытывают потребность самоутверждаться за счет других: кого-то обижать и унижать, настраивать одних детей против других (типа «Против кого дружить будем?») и т. д
Что нужно объяснить ребенку , чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством:
- Конфликты неизбежны
- Понравиться всем невозможно
- Сохранять нейтралитет
- Всегда защищаться
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как правило, если у ребенка действительно не ладится контакт со сверстниками, одними беседами тут не обойдешься. Родители должны еще на начальном этапе предпринять все возможные меры, чтобы ребенок вписался в социум. Поговорите с учителями о проблемах своего ребенка и сделайте их своими союзниками.
* Сделайте так, чтобы ваш ребенок внешне не очень выделялся среди других.
* Постарайтесь сами обеспечить ребенку общение с одноклассниками (приглашайте их в гости, отдайте ребенка в группу продленного дня и т. д.).
* Если ребенок страдает нерешительностью и не умеет быстро реагировать в сложных ситуациях, можно дома прорепетировать их в виде ролевой игры («у тебя отбирают вещи», «тебя дразнят» и т. п.) и разработать тактику поведения .
«ДЕТИ САМИ РАЗБЕРУТСЯ»
«Я СВОЕГО РЕБЕНКА В ОБИДУ НЕ ДАМ»
«ГЛАВНОЕ – ВЫУЧИТЬ ПРИЕМЫ»
ВИДЫ АГРЕССИИ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ
Игнорирование;
Пассивное неприятие
Активное неприятие
Травля
«Узелки на память»
1. Борьба за внимание: непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
2. Борьба за самоутверждение: ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
3. Желание мщения: ребёнок может мстить: за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; за унижение друг друга членами семьи; за разводы и появление в доме нового члена семьи; несправедливость и невыполнение обещаний; за чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
4. Неверие в собственный успех : оно обусловлено учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе, низкой самооценкой.
Понятие «детская драка» означает способ разрешения детьми межличностных конфликтов с помощью физической силы.
Тест «Какой я воспитатель?»
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
- Посоветоваться с ребёнком невзирая на его возраст?
- Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
- Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребёнка?
- Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
8. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? 9. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
10.Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
11.Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить? 12.Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
7 – 12 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
5 – 6 баллов: Забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 5 баллов: У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе.
Памятка для родителей. Предупреждение детской агрессивности
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия
- Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
- Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
- Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом,
- Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
- Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
- Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Bocnoльзуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Агрессивность ребенка проявляется, если :
- ребенка бьют;
- над ребенком издеваются;
- над ребенком зло шутят;
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребенка двойной моралью;
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребенку не доверяют;
- родители настраивают ребенка друг против друга;
- родители не общаются со своим ребенком;
- вход в дом закрыт для друзей ребенка;
- родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и
- заботу;
- родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
- ребёнок чувствует, что его не любят.
Других не зли и сам не злись Мы гости в этом бренном мире И если что не так смирись, Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой Ведь в мире всё закономерно Зло, излучённое тобой К тебе вернётся непременно.
Омар Хайям
Источники:
- Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М.: Педагогика, 1982.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер-Пресса, 1997
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.
- Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 1992.
- Галазунова М.А., Шеланков В.А . Кто защитит права ребенка в школе? М.: Педагогика, 1995, № 5.
- Загадки детского развития. // Начальная школа. 1998. № 2. (Как избежать детской агрессии. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986).
- Лебединская Е.Р. Дети с нарушениями общения. М.: Педагогика, 1989.
- Лежнева Л.И. Учим детей общаться. // Начальная школа. 1990. № 5.
- Лежнева Л.И. О детской драчливости. // Начальная школа. 1987. № 3.
- Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю . Укрощение гнева. – СПб.: Питер-Пресса, 1997.
- Островская Л. Снова о драках. // Семья и школа. 1987. № 3.
- Паренс Г . Агрессия наших детей. М.: Издательский дом «Форум», 1997.
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб «Реалисты», 1997.
- Тамбовкина Т.И. О детских драках. // Начальная школа. 1997. № 26.