Управление образования Администрации г.о. Электросталь
Московской области
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №17»
Методические рекомендации
« «Рисуем ластиком» - обучение основным приемам работы простым карандашом и ластиком в игровой форме как средство активизации
интереса к творчеству детей»
Автор: Кузмичева Наталья Александровна,
учитель изобразительного искусства
Электросталь
2018 г.
Оглавление
Аннотация…………………………………………………………..…3
Пояснительная записка……………………………………………….3
Технологическая карта………..………………………………….…...6
Заключение…………………………………………………………….9
Список использованной литературы………………………………..11
Аннотация
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ и дополнительного образования, ведущих изобразительное искусство.
В данной работе актуализирована проблема интереса к рисованию у детей младшего и среднего школьного возраста, представлена методика обучения основным приемам работы простым карандашом и ластиком. Ценность рекомендаций по реализации приема и вариантов его применения в том, что они способствуют развитию интереса и художественно-творческих способностей обучающихся. В целом этот прием рисования будит фантазию, развивает воображение, мелкую моторику рук, пространственное мышление, позволяет каждому ребенку творчески решать поставленные педагогом задачи.
В методических рекомендациях представлена технологическая карта алгоритма поэтапного выполнения данного упражнения, образцы детских работ выполненных в данной технике.
Сведения об авторе: Кузмичева Наталья Александровна, учитель изобразительного искусства МОУ «Гимназия №17» г. о. Электросталь.
Пояснительная записка
Рисование составляет преимущественный вид творчества у ребёнка.
Каждый педагог для достижения образовательных задач решает проблему повышения интереса обучающихся к изобразительному творчеству. Мотивация достижения, успешного выполнения работы необходима для детей разного возраста, а также для детей с низким познавательным интересом, замкнутых, агрессивных, неуверенных в себе. Только мотивированный ребёнок способен поставить перед собой собственную цель, которую с помощью педагога реализует на занятии, вместе с тем развиваясь и совершенствуясь.
Каждый педагог осуществляет свой подход в решении данной задачи (развитие интереса к изобразительному искусству), используя разные эффективные методы, формы обучения, а так же нестандартные приёмы работы с художественными материалами и принадлежностями.
Упражнение «Рисуем ластиком» не оставляет равнодушным ни одного ребёнка, так как даже при первоначальном неуверенном использовании его, получается неповторимое и эффектное изображение.
Цели и задачи:Цель: активизация интереса к творчеству детей через выполнение упражнения в игровой форме.
Задачи:
Вызвать интерес у обучающихся к изобразительной деятельности через применение специальных упражнений, творческих заданий.
Вызвать эмоциональный отклик у детей и желание поделиться успехом, способствовать повышению уверенности в собственных силах.
Научить основным приёмам работы простым карандашом и ластиком.
Способствовать развитию навыков штриховки, творческого мышления, фантазии и воображения.
Применять полученный навык в дальнейшей творческой деятельности .
Способствовать формированию умений адекватно оценивать свои рисунки и видеть творческие особенности в работах других.
Упражнение «Рисуем ластиком» может быть использовано для работы с детьми различного возраста начинающими осваивать азы рисунка и изобразительного искусства.
Данная технология открывает большой простор для творчества. Можно выполнить множество рисунков на другие темы, используя данную последовательность в работе.
Для работы понадобятся:
1. простой карандаш средней мягкости (если русский, на нём должна стоять буква М, если импортный - В);
2. бумага для рисования или альбом;
3. стёрка (ластик) - белая мягкая, которая хорошо стирает карандаш (хорошо - если у вас есть стёрка треугольной формы с заострёнными концами, если такой - нет, сделайте её из обычной прямоугольной, разрезав стёрку по диагонали).
Технологическая карта алгоритма упражнения «Морское дно»
Этапы выпол-нения | Содержание и порядок работы | Изображение | Используемые материалы и принадлежности |
1 | Настоящие художники никогда очень сильно не нажимают на карандаш! Мы нарисуем с вами зимний пейзаж с элементами архитектуры. Давайте разберёмся, что же обозначает эта умная фраза. У нас -зимний пейзаж, значит в нашем случае -зимняя природа. Штриховать нужно всё время в одном направлении.
|
Бумага для рисования или альбом, простой карандаш средней мягкости. | |
2 | Штрихуем плотно (не оставляя промежутков между штрихами), не нажимая сильно на простой карандаш. |
Бумага для рисования или альбом, простой карандаш средней мягкости. | |
3 | Затем стёркой внизу листа нарисуем сугробы.Обратите внимание на то, что между сугробами карандаш не нужно стирать до конца, тогда у вас получатся тени. | Бумага для рисования или альбом, простой карандаш средней мягкости, стёрка (ластик) - белая мягкая, которая хорошо стирает карандаш треугольной формы. |
4 | Когда сугробы готовы, на них поставим домик с заборчиком. Не забудьте о том, что у нас зима снежная, а значит на крыше тоже будут лежать небольшие сугробы, а стёкла слегка замёрзли по краям, поэтому имеют круглую форму. Нарисуем трубу, а над ней дымок, чтобы наши жильцы не мёрзли. | Бумага для рисования или альбом, простой карандаш средней мягкости, стёрка (ластик) - белая мягкая, которая хорошо стирает карандаш треугольной формы.
| |
5 |
Теперь добавим дерево. В данной технике лучше рисовать дерево, начиная с нижней части ствола, выполняя тоненькие веточки самым острым кончиком стёрки. | Бумага для рисования или альбом, простой карандаш средней мягкости, стёрка (ластик) - белая мягкая, которая хорошо стирает карандаш треугольной формы.
| |
6 | Нарисуем ёлочку рядом с деревом. | Бумага для рисования или альбом, простой карандаш средней мягкости, стёрка (ластик) - белая мягкая, которая хорошо стирает карандаш треугольной формы.
| |
7 | Давайте сделаем наш домик темнее, чтобы он хорошо выделялся на фоне неба. Для этого поштрихуйте дом и трубу ещё раз в том же направлении, что и весь лист(направление штриха в данном рисунке изменять нельзя). В процессе штриховки линии, которыми нарисован домик, станут неровными. Как же быть, спросите вы? На самом деле - очень просто, пройдитесь по этим линиям ещё раз стёркой, и всё снова станет замечательно! Вот и готов наш зимний пейзаж с элементами архитектуры. Можно оформить его и повесить на стену. | Бумага для рисования или альбом, простой карандаш средней мягкости, стёрка (ластик) - белая мягкая, которая хорошо стирает карандаш треугольной формы.
|
Заключение
Упражнение «Рисуем ластиком» эффективно и используется в практической деятельности с детьми в рамках дополнительной образовательной программы «Разноцветная палитра». Данный технический прием вызывает у ребёнка массу положительных эмоций, настраивающих на продолжение творческого поиска в создании новых работ и художественных образов.
Предлагаемое упражнение подходит для работы с детьми разных возрастных категорий и позволяет каждому воспитаннику реализовать свои художественно-творческие способности, очень хорошо развивает руку и навыки штриховки в игровой форме.
Овладев данными приемами, дети с успехом применяют их на занятиях.
Результативность
Определены следующие показатели результатов использования данного упражнения в рамках программы «Разноцветная палитра»:
- высокий уровень интереса;
- активность в экспериментировании с художественными материалами, в выборе форм, пространственных решений;
- приобретение «твердости» и уверенности руки при выполнении линий рисунка;
- снятие напряжения, преодоление неуверенности, свободное самовыражение;
- проявление элементов творчества.
Список использованной литературы.
Изобразительное искусство: Основы рисунка, 5-8 кл. Часть1 /Н.М.Сокольникова/ Изобразительное искусство.
Винокурова, доцент МПГУ Развитие творческих способностей учащихся. М. Образовательный центр «Педагогический поиск». 1999.
Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте. СПб:СОЮЗ, 1997.
Зельцерман Б., Рогалева Н.А. Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. Методическая разработка. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1998.
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2007.
О психологических системах. – Собр. соч.: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982, т.1
Субботский Е. В.Ребёнок открывает мир: Книга для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 1991.
http://demiart.ru
www.peleshko.com.ua