ЛАТЫПОВА ЛИЛИЯ РАСИЛЬЕВНА
Разработка урока химии для 8 класса
по теме: Решение задач на вычисление массовой доли вещества в смеси
Паспорт урока
Учебный предмет: химия
Класс: 8 класс
УМК: «Химия 8 » Автор: О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2014 год
Тип урока:
-по дидактическим целям- урок совершенствования знаний, умений, навыков;
- по этапам формирования навыка – тренировочный;
- по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности - урок-практикум;
- уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса - урок работы в малых группах;
- по типу межпредметных связей - интегрированный урок (связь с физикой, математикой).
Используемые технологии:
-ИКТ-технологии
1.домашнее задание (тесты на страничке учителя в разделе «Виртуальные факультативы: Химия на «5», Простейшие тесты для начинающих химиков»);
2.частично – для презентации урока (обработка информации, работа с фото, «Электронным образованием»);
-проектная деятельность (вычисление массы или массовой доли золота, серебра в олимпийских, школьных медалях, ювелирных украшениях);
-технология с использованием Сингапурской методики (при рефлексии)
-технология деятельностного метода обучения (решение практических задач-задач из жизни)
Цель урока | Содержательная: Закрепление материала по теме: «Массовая доля компонента смеси». Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение отвечать на действенные вопросы, аргументировать свои ответы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания). | ||
Задачи | Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности. Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные пути решения практических задач на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления. Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении химии, используя разнообразные приемы деятельности; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения. | ||
Планируемый результат | Личностные УУД: • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные УУД: • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей при решении практических задач; Учащиеся получат возможность научиться:
| ||
Организация пространства | |||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
Математика Физика |
|
«Химия 8» О.С.Габриелян, 8 класс, М., «Дрофа», 2014.
|
Технологическая карта урока по теме
Решение задач на вычисление массовой доли вещества в смеси
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Универсальные учебные действия |
1 | Организа- ционный | Организует деятель- ность по подготовке к уроку | Готовят рабочее место | Готовность к уроку | Личностные УУД: нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД: умение слушать |
2 | Целепола-гание и мотивация | Создает проблем- ную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи с использованием «черного ящика» | Формулируют: что требуется делать, вырабатывают стратегию урока | Формули- ровка учащимися темы урока и определе-ние целей урока | Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности; Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности; Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
3 | Первичное усвоение новых знаний | Знакомит с различными видами вычисления концентраций смеси (массовая доля, молярная, нормальная, моляльная концентрации, титр раствора), презентация материала с фактами из жизни) | Вспоминают, что им известно по изучае- мой теме Систематизируют информацию Делают предпо-ложения
| Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей. | Предметные УД: формулировать определения нового химического понятия, писать формулу для вычисления и решать по ней задачи ; Регулятивные УУД: предвосхищать результат и уровень усвоения; Познавательные УУД: ориентируются и воспринимают тексты научного стиля, устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
4 | Этап обобще-ния и закрепле-ния материала через решение практических (жизненных) задач | Создает проблем-ную ситуацию- практическую задачу, необходи-мую разрешить на основе учебного материала | Выполняют задания Отвечают на вопросы, самостоятельно делают выводы и объясняют полученные результаты | Применение теоретических знаний на практике | Познавательные УУД: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Регулятивные УУД : Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли |
5 | Заключительный этап: итоги урока | Организует обсужде-ние результатов занятия | Формулиру-ют выводы о достижении цели урока | Формулировка учащимися: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока | Личностные УУД: Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения Познавательные УУД: Умение обобщать, формулировать вывод |
6 | Информация о домашнем задании, инструк-таж по его выполне-нию | Объявляет Д/З: 1.выполнить тесты в Виртуальном факультативе по химии «Простейшие тесты для начинающих химиков» («Электронное образование») учителя химии Латыповой Л.Р. 2.придумать и написать на отдельном листочке по одной практической задаче из жизни по данной теме | Восприятие, осознание Д/З, запись | Запись учащимися Д/З в дневниках | Личностные УУД: Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности |
7 | Рефлексия учебных действий | Предлагает учащимся выбрать окончания фраз (методика Конэрс из Сингапурской технологии): Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… | Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой | Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в знаниях | Личностные УУД: Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
План урока по химии по теме:
Решение задач на вычисление массовой доли вещества в смеси
8 класс
Цели урока:
Содержательная:
Закрепление материала по теме: «Массовая доля компонента смеси».
Открытие новых знаний-введение понятия молярная концентрация раствора, знакомство с другими видами концентраций раствора.
Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение отвечать на действенные вопросы, аргументировать свои ответы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).
Задачи:
Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные пути решения практических задач на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении химии, используя разнообразные приемы деятельности; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Тип урока
-по дидактическим целям- урок совершенствования знаний, умений, навыков;
- по этапам формирования навыка – тренировочный;
- по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности - урок-практикум;
- уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса - урок работы в малых группах;
- по типу межпредметных связей - интегрированный урок (связь с физикой, математикой).
Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, решение практических задач.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оборудование: лабораторные весы с разновесами
Методические и дидактические материалы: презентация Power Point, маршрутные листы с заданиями и местом для самооценивания, бирки ювелирных изделий, монеты, карточки с заданиями.
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент (1 мин);
Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
Этап первичного усвоения новых знаний (10 мин);
Этап обобщения и закрепления материала через решение задач (20 мин);
Заключительный этап: итоги урока (3 мин);
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин);
Рефлексия (5 мин).
ХОД УРОКА
I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. И я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке.
II. Целеполагание и мотивация
Перед Вами-черный ящик. Если Вы угадаете, что в нем, то поймете – о чем мы с Вами на уроке будем говорить.
Послушайте отрывок из письма «горе-студента» своей матери: «Дорогая мамочка, я всю жизнь мечтал учиться и работать на химическом факультете данного университета. Я думал, что вскоре открою новый химический элемент, который занесут в Периодическую систему, я стану всемирно известным и, может быть, мне даже дадут Нобелевскую премию. Я так мечтал заниматься наукой, но вместо этого «ядовитый» профессор заставляет меня ежедневно заниматься рутинной работой: то собери ему несколько газов в один баллон, то прилей к одной соли-воду, к другой-спирт, то сплавь несколько металлов, кругом одни….».
-Чем занимается горе-студент? Что он готовит ежедневно?
-Правильно, растворы или смеси.
Откроем черный ящик. А почему в нем несколько предметов: пузырьки из аптечки (р-р йода, зеленки, нашатырного спирта, кольцо, пустой пластиковый баллон).
-Правильно, медицинские препараты (растворы некоторых веществ), кольцо (сплав золота с медью), бутылка с воздухом (смесь газов).
-Как Вы думаете, о чем мы будем говорить?
-О смесях, растворах - гомогенных смесях.
-На последних уроках Вы научились вычислять массовую долю раствора. Не напомните формулу? А из чего получается раствор? А так ли это важно знать концентрацию раствора? Необходимо ли это в жизни?
-…….
-Давайте докажем это на практике, научимся решать подобные задачи и сами. Готовы? Тогда, вперед?
(слайд 1-тема, слайд 2-цели урока)
III. Этап первичного усвоения новых знаний
На экране, сказанная вами формула для вычисления w% раствора (слайд 3). С подобными задачами Вы встречались и на уроках математики (задачи на проценты), видите в отчетах статистики в газетах, итоги выборов по телевизору и т.д. и т.п. (слайды 4,5)
В последние дни по телевизору в честь годовщины Зимних олимпийских игр-2014 в г.Сочи показывают знаменательные события тех дней.
А сколько % золота интересно в Олимпийских медалях (слайды 6,7)
Состав олимпийских медалей в Сочи мало отличается от принятых стандартов, и тем не менее они - самые крупные и тяжелые в истории Игр. Комплект уникальных наград сочетает в себе оригинальный дизайн и инновационные технологии изготовления. Сочинские медали в полной мере передают многогранность и контрасты самобытной культуры России. Каждое изделие, изготовленное с высочайшей, до тысячной доли миллиметра точностью, имеет уникальную вставку из поликарбоната с нанесенным на нее «лоскутным одеялом» Олимпиады. Этот узор состоит из 16 орнаментов наиболее известных российских национальных промыслов. На аверсе медали изображены Олимпийские кольца, на реверсе – название вида соревнований и эмблема Олимпиады, на гурте (ребре) написано название Игр на русском, французском и английском языках. Состав олимпийских медалей в Сочи Золотая медаль изготовлена из сплава серебра и меди (92,5 и 6,16% соответственно). Медь необходима для усиления прочности. Покрытие – золото 999 пробы – составляет 1,34% от веса награды. В составе серебряной медали 93% серебра 960 пробы и 7% меди. Бронзовая медаль изготовлена из сплава меди с небольшой добавкой олова и цинка. Награды Сочинской Олимпиады войдут в историю Игр как самые инновационные, самые многочисленные, самые разнообразные, и, без лишней скромности, самые красивые. Они олицетворяют собой современную Россию. Это становится ясно при первом же взгляде на любую из медалей, ведь дизайн этих уникальных изделий опирается на любимые у нас и известные во всем мире орнаменты и символы. Заслуженные награды, навсегда остающиеся у спортсменов-победителей, будут напоминать им о России и незабываемых Олимпийских играх в Сочи.
Для Олимпийских игр в Сочи будет изготовлено рекордное количество медалей — 1300 штук: 98 комплектов олимпийских и 72 комплекта паралимпийских медалей. Золотые олимпийские медали весят 531 грамм, серебряные — 525 грамм, бронзовые — 460 грамм. Диаметр медали составляет 100 мм, толщина — 10 мм. На производство наград ушло 3 кг золота, 2 тонны серебра и 700 кг бронзы. Все драгоценные металлы, использующиеся для производства Олимпийских наград и символов, добыты на территории России, а сами комплекты наград делают исключительно российские специалисты. Компоненты, из которых состоит Олимпийская «бронза»: 97 % — медь, 2,5 % — цинк и 0,5 % — олово. Солиднее выглядит «серебряная» медаль. Оправдывая своё название, вторая по значимости медаль Олимпиады на 92,5 % состоит именно из серебра и ещё на 7,5 % — из меди. Схожий состав имеет и «золото» ХХII Олимпийских игр в Сочи: 92,5 % серебра, 6,16 % меди и чуть больше одного процента собственно золота высочайшей пробы - это примерно 6 г 999 пробы. Кристалл в центре олимпийской медали — это высокопрочный прозрачный поликарбонат. Он не должен потускнеть со временем, в отличие от других материалов, и всего в три раза дороже стекла.
У меня есть юбилейная коллекция монет «Сочи-2014», «Универсиады в Казани» - сплавы ведь тоже растворы (коллекция монет).
Известно, что белые монеты делают из нейзильбера (20% меди, 35% никеля, 45% цинка), а желтые из сплавов меди и никеля (мельхиор), меди и цинка (латуни), алюминиевой бронзы (меди и алюминия) (слайд 8).
-А сколько золота и серебра в школьных медалях? (слайд 9).
Толщина золочения медали — 5 микрон, толщина серебрения — 6 микрон. Для серебрения и золочения используется золото 999,9 пробы и серебро 999,9 пробы. Золотая медаль содержит 0,31 г золота, серебряная — 0,21 г серебра. Масса медалей примерно 24 грамма.
-Пробы серебра и золота также отражают массовую долю содержания данных драгоценных металлов в сплаве (слайд 10).
В современной России для изготовления ювелирных изделий используется золото 375, 500, 583, 585, 750, 958 и 996 пробы. Существует еще практически чистое золото 999,9 пробы, но для украшений оно совсем не подходит из-за своей мягкости и используется исключительно в космической промышленности. Состав сплава золота 585 пробы содержит 58.5% чистого золота и два основных лигатурных металла: медь (33.5%) и серебро (8%). Благодаря достаточному количеству чистого золота, изделия 585 пробы не тускнеют со временем
-Сегодня на уроке мы ответим на все поставленные вопросы, вы сами определите содержание компонентов в перечисленных изделиях.
-А вначале, познакомимся еще с одной-молярной концентрацией раствора –См (моль\л) (слайд 11). Помимо данной концентрации существуют альтернативные способы определения содержания веществ в растворе-моляльная концентрация, титр раствора, эквивалентная (нормальная) концентрация. С ними Вы познакомитесь уже в ВУЗах
IV. Этап обобщения и закрепления материала через решение задач
Ребята, организуем работу в группах-парах. У каждого из Вас есть - маршрутный лист (раздает учитель) (слайд 12).
Маршрутный лист урока по теме
Решение задач на определение концентраций раствора
ученика 8 А класса
ФИ ученика(цы)_______________________________________________________
1.Определение массы золота, серебра в ювелирном украшении по бирке-этикетке
Решение: Оценка____________
2. Определение массы золота в олимпийских медалях, медалях за «Успехи в обучении»)
Решение: Оценка____________
3.Определение массы цинка и меди в денежных монетах
Решение: Оценка____________
Итоговая оценка____________
Вам необходимо решить три задачи:
1.определение массы золота, серебра в ювелирном украшении по бирке-этикетке;
2. определение массы золота в олимпийских медалях, медалях за «Успехи в обучении»)
3.определение массы цинка и меди в денежных монетах.
За каждую задачу, после того, как мне покажете, Вы должны поставить себе оценку, а в конце урока-вывести среднюю арифметическую оценку-она и будет оценкой за урок.
Учащиеся, выполнившие задание, показывают учителю. Ученики вправе задавать вопросы, учитель корректирует, поправляет ответы, указывает на ошибки, но оценки выставляют сами учащиеся.
Задачи для практической части
Задача 2б21 Задача 2б22
Золотая олимпийская медаль Сочи-2014 массой 531 грамм содержит 6 г золота 999 пробы. Вычислите массовую долю золота в данной медали | Серебряная олимпийская медаль Сочи-2014 массой 525 грамм содержит 92,5% серебра 999 пробы. Вычислите массу серебра в данной медали |
Задача 2б31 Задача 2б32
Золотая школьная медаль массой примерно 24 грамма содержит 0,31 г золота. Вычислите массовую долю золота в данной медали | Серебряная школьная медаль массой примерно 24 грамма содержит 0,21 г серебра. Вычислите массовую долю серебра в данной медали |
Задача 2б4
Определите массу меди в монете (10 руб), если массовая доля меди в ней составляет 20%.
Задача 2б4
Определите массу цинка в монете (2 руб), если массовая доля цинка в ней составляет 45% в составе сплава нейзильбера.
Задача 2б4
Определите массу цинка в монете (5 руб), если массовая доля цинка в ней составляет 45% в составе сплава нейзильбера.
V. Подведение итогов урока
Поставьте оценки за выполненные задания, выведите среднюю арифметическую оценку.
Я надеюсь, что оценка, полученная Вами за будущую контрольную работу, будет выше сегодняшней. А что для этого нужно сделать?
Необходимо поднять по очереди несколько учеников с тем, чтобы каждый из них перед всем классом озвучил план дальнейших действий (например, прочитать параграфы, повторить формулы, повторить перевод единиц измерений и т.д.). Каждый ученик должен уйти с мыслью, что для успешного выполнения контрольной работы необходимо еще немного постараться, что каждый ученик в силах с ней справиться, что все зависит только от него самого!
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание на дом (слайд 13):
1.выполнить тесты в Виртуальном факультативе по химии «Простейшие тесты для начинающих химиков» («Электронное образование») учителя химии Латыповой Л.Р.
2.придумать и написать на отдельном листочке по одной практической задаче из жизни по данной теме (по желанию).
VII. Рефлексия
В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование, решать практические задачи.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».
Рефлексия учебных действий (слайд 14)
Учитель предлагает учащимся выбрать окончания фраз и подойти к тому углу, где висит вывеска с началом фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Учащиеся разбились на 4 группы, уже можно сделать выводы о том, чему больше они научились, узнали и т.д.
Прослушивают высказывания нескольких учащихся (методика Конэрс из Сингапурской технологии).
Спасибо, ребята, за совместную работу. Я думаю, что урок был полезным для Вас, побудил к дальнейшим действиям. Вы сами себя оценили, наметили план мероприятий по ликвидации пробелов в знаниях. Вы поняли, что все в Ваших руках! До свидания (слайд 15).
16