Технологическая карта урока математики Учитель: Кириллова Марина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г.Ханты-Мансийска Класс: 3 Тема: Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: способствовать развитию умений решать уравнения с неизвестным вычитаемым Задачи: 1.Учить решать уравнения способом, основанным на связи между компонентами и результатом дейтвия вычитания; 2.Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи. 3.Способствовать воспитанию активности обучающихся. Планируемые результаты: Предметные: - научатсярешать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого на основе взаимосвязи чисел при вычитании, объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией, выполнять проверку. -совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи -закреплять приемы письменного сложения и вычитания, сравнивать именованные числа Метапредметные : овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: будутпонимать значение математических знаний в собственной жизни, освоют позитивный стиль общения со сверстниками
Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная Образовательные ресурсы: учебник «Математика» 3 класс, эл.приложение к учебнику Моро.М.И., рабочая программа,презентация,алгоритм решения уравнений, карточки Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор Основные понятия и термины: неизвестное вычитаемое | |||||||||||
№
| Этапы урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Содержание учебного материала | Формирование универсальных учебных действий | |||||
1 | I. Мотивация (самоопределениек учебной деятельности) | Тетради, учебник, ручка
| Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | 1.Приветствие учащихся. 2. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность. 3.Хоровое чтение стихотворения Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Будем правильно считать | К– планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | |||||
2 | II.Актуализация знаний 1.Проверка домашнего задания. 2.Целеполагание. 3.Устный счет
| Тетради учебник с.9 на полях стр.9
| Показывают выполненную домашнюю работу. Формулируют тему Решают занимательные рамки Находят ошибки в примерах,делают вывод. Сравнивают уравнения,используют термины:неизвестное уменьшаемое,неизвестное вычитаемое. Читают,определяют границы своего знания и незнания с помощью шкалы ||| | Фронтальная, индивидуальная Работа в паре | Проверка наличия домашней работы
Работа на с. 9 учебника, определение темы и цели урока.
1.Решение занимательных рамок.
2.Игра «Найди ошибку». Заранее записывает на доске 6 примеров: 80 + 17 = 97 65 + 12 = 77 18 + 9 = 27 45 + 5 = 50 73 + 7 = 80 7 + 51 = 58 – Как проверяли? Вывод: Можно было из суммы вычесть одно слагаемое,
3.Сравнение уравнений:х-20=31 и 51-х=31 Вывод:будем решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого
| П – осуществляют ческие средства; Р –ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К –обмениваются | |||||
3
| III. Изучение нового материала 1.Сравнение взаимо-связанных примеров.
2.Решение уравнений.
| Учебник стр.9 Алгоритм решения уравнений учебник стр.9
| Решают примеры №1 8-6=2 8-2=6 Делают предположение, что связь между компонентами и результатом действия вычитания можно использовать для проверки вычислений и для решения уравнений. Вспоминают алгоритм решения уравнений. Решают примеры с комментированием: неизвестно вычитаемое, уменьшаемое 36,значение разности 20.Чтобы найти неизвестное вычитаемое,надо из уменьшаемого вычесть значение разности:х=16.Проверяем:вместо х подставляем 16,36-16=20-верное равенство,можно сделать вывод,что уравнение решили верно и т.д. | Индивидуальная,фронтальная | 1.Решение примеров №1 2.Проговаривание терминов: уменьшае- мое, вычитаемое,раз ность. Объяснение значение данных терминов Вывод: если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.
1.Решение уравнений №2,3 2.Взаимопроверка
| Л – осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Р –ориентируются в учебнике; П- извлекают необходимую информацию | |||||
4 | Физкультминутка | презентация | Выполняют движения физкультминутки |
|
|
| |||||
5 | IV. Обобщение и систематизация знаний и умений. 1.Решение задач.
2.Самостоятельная
3. Работа по карточкам. | Учебник стр.9 Карточки с уравнениями | Решают составную задачу.
Решают задачу:устанавливают зависимость между данными,представлен-ными в задаче,и искомым,отражают её в моделях,выбирают и объясняют арифметические действия для решения задачи.Решают задачу разными способами.
Сравнивают именованные числа. Действуют по самостоятельно составленному плану, сверяют с эталоном, исправляют ошибки, оценивают свою работу.
Находят уравнения ,которые решаются вычитанием, записывают ответы | Фронтальная, индивидуальная | 1.Решение задачи №6 Самостоятельное составление условий задачи и решение. ) 16 – 6 = 10 (г.) – 2) 16 + 10 = 26 (г.) – Ответ: 26 грибов нашли мальчики. 2.Решение задачи №7 Решить эту задачу можно тремя I способ: 1) 32 + 40 = 72 (к.) – было всего. 2) 72 – 20 = 52 (к.) – осталось. II способ: 1) 32 – 20 = 12 (к.) – осталось на первой полке. 2) 40 + 12 = 52 (к.) – осталось всего. III способ: 1) 40 – 20 = 20 (к.) – осталось на второй полке. 2) 32 + 40 = 52 (к.) – осталось всего. Ответ: 52 книги осталось. Выполнение заданий № 4–5 Выполнение задания по карточкам | П – осуществляют Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения. Л-осуществляют смыслообразование | |||||
6 | V.Итоги урока. Рефлексия деятель- 1.Обобщение полученных на уроке 2.Заключительная беседа. 3.Выставление оценок | | Отвечают на вопросы Уважительно ведут диалог с товарищами и учителем. Признают свои ошибки, озвучивают их, соглашаются, если на ошибки указывают другие | Фронтальная, индивидуальная | 1.Ответы на вопросы учителя 2.Беседа 3.Оценивание работы самих учащихся с использованием шкалы. | | | Выставление оценок | П – ориентируются в своей системе Р– оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | |||||
7 | VI. Домашнее задание | Учебник, с. 9, № 8, задание на полях: начерти и раскрась | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рекомендация по выполнению домашнего задания : использовать электронное приложение для повторения материала | Р – принимают |
Литература
1.ФГОС НОО.
2. М.И.Моро.и др. Математика. Программа: 1-4 классы.
3.Рабочая программа учителя, работающего по УМК «Школа России».
4.Поурочная разработка по математике.3 класс М. «ВАКО». 2013
5.Начальная школа.Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности.С.П.Казачкова.М.С.Умнова.-3-е изд.,стереотип.-М.:Планета,2014.-256 с.
6.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли.Пособие для учителя.Под редакцией А.Г.Асмолова.Москва «Просвещение»,2014
7.Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов.Репкина Г.В.,Е.В.Заика.-Томск,2003.
Приложение к уроку
Алгоритм решения уравнений
1.Смотрю на знак арифметического действия.
2.Найду части и целое.
3.Определю, что известно:целое или часть.
4.Применю правило.
5.Произведу вычисления.
6.Сделаю проверку.
Эталон для самопроверки на новый способ действия:
8 – х = 3 а – х = b
х = 8 – 3 х = а - b
х = 5
Ответ: х = 5
Эталон для самопроверки на новый способ действия:
9 – х = 8 а – х = b
х = 9 – 8 х = а - b
х = 1
Ответ: х = 1