«Зимний фестиваль знаний 2025»

Решение примеров с переходом через десяток. 1 класс

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни секунды не теряем.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок математики.

Класс: 1

УМК: Школа России.

ТИП УРОКА: комбинированный

ФОРМА УРОКА: урок – путешествие по сказке


Тема урока. Решение примеров с переходом через десяток.

+ 4. Путешествие по сказке «По щучьему веленью».

Цель урока:

  • Рассмотреть следующие случаи сложения: 9 + 4, 8 + 4, 7 + 4.


Задачи урока:

провести работу, направленную на запоминание изученных случаев табличного сложения вида:  + 2,  + 3,  + 4.

  • Формировать умение решать задачи.

  • Развивать познавательные способности учащихся.

  • Воспитание чувства любви к русским народным сказкам.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточные карточки

у учащихся, перфокарты для каждого ученика, общеклассное

наборное полотно, индивидуальные наборные полотна, линейки,

карандаши, цветные полоски, карточки с примерами, задания:

«Обведи топор», «Пройди лабиринт», «Обведи дерево»

(на листках).


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Настройка на урок. Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни секунды не теряем.


- Сегодня у нас урок математики необычный. Мы отправляемся в путешествие вместе с героем сказки, а с кем, узнаете сами.



II. Устный счет. Слайд № 2

1. Решение примеров.

Учитель - На слайде примеры. Если вы правильно решите примеры, вы узнаете имя нашего героя. Вы видите четыре столбика примеров по 5 в каждом. Сверху над столбиками находится цветная полоска. В каком столбике ответ на заданный пример, полоску такого цвета надо поднять, а потом положить на парту. Полоски кладите столбиком.

Дети кладут полоски на парты столбиком, начиная с первого ответа.








10 + 9


10 + 2


8 – 5


10 – 3


10 + 6


9 – 3


10 – 6


8 – 6


8 – 7


10 + 7


6 + 3


7 – 3


10 – 5


10 – 7


9 + 1


10 – 8


10 + 5


10 – 4


10 + 3


10 + 8


- В каком столбике пример с ответом 7 ?

- В каком столбике пример с ответом 16 ?

- В каком столбике пример с ответом 9 ?

- В каком столбике пример с ответом 3 ?

- В каком столбике пример с ответом 13. ?


Учитель - Проверим наши ответы и узнаем имя героя русской народной сказки.

Слайд № 3

Ученики читают: - Емеля.

Учитель - Емеля – герой, какой сказки?

Ученики - Сказка называется «По щучьему веленью»

Учитель - Ребята, а вы читали эту сказку? Слайд № 4


Учитель - Давайте вспомним эту сказку. С чего она начинается?

Ученики - Жил – был старик. У него было 3 сына: двое - умных, третий - дурачок Емеля.

Раздается стук в дверь. В класс входит Емеля (мальчик, одетый в костюм Емели, в руках держит 2 ведра).

Емеля - Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я – Емеля. Я поймал большую щуку. Она пообещала все мои желания исполнять. Не верите? Смотрите. По щучьему веленью, по моему хотенью, ступайте ведра сами домой! Странно, почему они стоят на месте?

Щука (голос за дверью). – Емеля, я буду исполнять твои желания, если ты выполнишь мои задания. А задания трудные. Сам ты не справишься. Может быть, тебе ребята помогут?

Емеля - А мне неохота! Ребята, а вы поможете мне выполнить щучины задания?

Учитель - Ребята, поможем Емеле?

Ученики - Поможем!

2. Решение задачи.

Щука - Надо решить задачу про ведра. Слайд № 5

Задача.

В большом ведре помещается 10 л воды, а в маленьком - 4 л. Сколько всего литров воды в двух ведрах?

1) 10 + 4 = 14 (л)

Ответ: всего 14 л воды.

Учитель - Мы решили задачу. Посмотрите, как ведра сами идут домой.

Слайд № 6

III. Объяснение нового материала.

Емеля - Просят меня невестки за дровами съездить в лес. Почему сани не едут?

Щука - Емеля, реши примеры, записанные на доске.

3 + 4 = 4 + 4 = 2 + 4 =

5 + 4 = 6 + 4 = 1 + 4 =

9 + 4 = 8 + 4 = 7 + 4 =

Емеля быстро решает примеры, но примеры, записанные на последних строчках в столбиках, решить не может.

Емеля - Ребята, такие примеры решать я не умею. Помогите мне.

Учитель – Ребята, давайте поможем Емеле решить примеры.

Способ решения примеров в верхних двух строчках детям известен.

А примеры нижней строчки вызывают затруднения.

Учитель - Мы сегодня научимся решать такие примеры. Тема нашего урока «Решение примеров с переходом через десяток.  + 4».

Работаем на индивидуальных наборных полотнах.

Учитель - Подумайте, как к 9 прибавить 4.

К доске выходят два ученика. Один ученик работает на большом общеклассном наборном полотне и объясняет, как к 9 прибавить 4. Другой ученик записывает на доске, заполняя пустые клетки. Остальные ребята работают на индивидуальных наборных полотнах.


O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O








9 + 4 = 9 +  +  = 10 +  =

Учитель - Ребята, давайте проверим, правильно ли мы решили этот пример?

Слайд № 7

Учитель - Объясните, как к 8 прибавить 4.

К доске выходят два ученика. Один ученик работает на большом общеклассном наборном полотне и объясняет, как к 8 прибавить 4. Другой ученик записывает на доске, заполняя пустые клетки. Остальные ребята работают на индивидуальных наборных полотнах.


O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O










8 + 4 = 8 +  +  = 10 +  =

Учитель - Проверим, правильно ли мы вычисляли. Слайд № 8


Учитель - Объясните, как к 7 прибавить 4.

К доске выходят два ученика. Один ученик работает на большом общеклассном наборном полотне и объясняет, как к 7 прибавить 4. Другой ученик записывает на доске, заполняя пустые клетки. Остальные ребята работают на индивидуальных наборных полотнах.


O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O











7 + 4 = 7 +  +  = 10 +  =

Учитель - Проверим, правильно ли мы вычисляли. Слайд № 9


Составление таблицы

Одновременно на наборном полотне «Запомни» выставляются карточки с примерами:

9 + 4 = 13 8 + 4 = 12 7 + 4 = 11

9 + 2 = 11 9 + 3 = 12 9 + 4 = 13

8 + 3 = 11 8 + 4 = 12

7 + 4 = 11

Таблица заучивается и закрывается.


IV. Закрепление пройденного материала.

1. Работа с перфокартами.

Учитель - Заполните домики с ответами 11 и 12.
























11 12 13




Учитель - Проверьте, правильно ли вы заполнили домики. Слайд № 10


Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки прибежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.


2. Работа по развитию внимания.

Емеля - Просят меня невестки в лес за дровами съездить. По щучьему веленью, по моему хотенью, ступайте сани сами в лес. Почему сани не едут?

Щука – Емеля, что нужно взять в лес, чтобы рубить дрова? Обведи нужный предмет и раскрась его».

Учитель - Ребята, помогите Емеле собраться в лес, обведите нужный предмет и раскрасьте его.

( Ученики выполняют задание.)

Емеля - Спасибо, ребята! Быстро мчатся сани. Слайд № 11

Емеля Итак, дрова привез. Теперь во дворец поеду. Там меня ждет царевна. Поеду прямо на печи. По щучьему веленью, по моему хотенью, ступай печь во дворец. Что такое? Почему не едет печь?

ЩукаПечь не поедет, пока нет маршрутного листа. По какой дороге ты поедешь?

ЕмеляПравда, дороги-то я не знаю. Ребята, помогите мне. Подскажите, по какой дороге мне ехать?

Учитель Ребята, давайте поможем Емеле! У вас на партах лежат такие же листочки с заданием. Возьмите карандаши и покажите Емеле правильный маршрут. Ребята прокладывают путь по лабиринту.

ЕмеляСпасибо, ребята! Теперь уж я доберусь до царского дворца. Слайд № 12

Щука – Емеля, посмотри, какие вокруг красивые деревья растут. Ребята, а вы выполните следующее задание: возьмите карандаш и обведите любое дерево на рисунке. Обводят елочку.

Щука - Емеля, до дворца дорога долгая. Пока едешь, реши задачи. Задача первая. «В лесу Емеля увидел 9 ворон, а сорок на 3 больше. Сколько сорок увидел Емеля?» Вторую задачу найдешь в учебнике на стр. 61. Слайд № 13

ЕмеляРебята, выручайте, помогите решить задачи.

Учитель. Запишите решение этих задач в тетрадь.


3. Самостоятельная работа.

1) Решение задач.

Учитель - Проверьте, правильно ли вы решили задачу.

9 + 3 = 12 (с) 1) 7 + 2 = 9

Ответ: 12 сорок. 2) 6 – 1 = 5

УчительЧем отличаются эти задачи?


2) Геометрический материал.

ЩукаЕмеля, прочти следующее задание. Слайд № 14

ЕмеляЗадание. Начерти 2 отрезка (5см и 8 см). Узнай, на сколько сантиметров второй отрезок короче первого? Ребята, я снова без вас не справлюсь! Помогите мне выполнить и это задание.

УчительРебята, проверьте, правильно ли вы выполнили задание.


2) Работа в тетрадях на печатной основе.

Выполнение заданий на стр. 32, № 3, 4.




4. Завершающий этап работы.

Емеля – Спасибо, вам ребята! Вы помогли мне добраться до царского дворца. А кто знает, что ждет меня во дворце?

Ученики – Увидел Емеля царскую дочь и говорит потихоньку « По щучьему веленью, по моему хотенью – пускай царская дочь меня полюбит». Сам домой уехал. А у царя во дворце крик да слёзы. Марья – царевна жить без него не может, просит отца, чтобы выдал он её за Емелю замуж.

Приказал царь привезти Емелю обратно во дворец. Привезли Емелю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку. В неё посадили Емелю и Марью – царевну, засмолили и бочку в море бросили.

Волны выкинули бочку на берег. Сказал Емеля волшебные слова и появился каменный дворец с золотою крышею. Кругом – зелёный сад: цветы цветут и птицы поют.

Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

УчительМолодцы, ребята! Славно потрудились! Помогли Емеле и научились решать новые примеры.


Итог урока.

  • Выполнили ли мы цель урока?

  • Чем заинтересовал вас урок?

  • Большое спасибо за урок. Молодцы!







Используемые ресурсы и литература.

  • Моро М.И.. Учебник. Математика. 1 класс. 2010г

  • Моро М. И. Тетрадь по математике.1 класс

  • Русская народная сказка «По щучьему веленью». Издательство «Малыш». 1971 год.

  • Мультимедийная презентация








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее