МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Новошахтинский индустриально-технологический техникум»
Методические рекомендации по выполнению и защите проектов по ОУД.08 «Физика» и ОУД.09 «Химия»
Составители:
Помазкова Н. А. – преподаватель физики высшей квалификационной категории
Шабунина М. А. – преподаватель химии
Новошахтинск 2017
Одобрено на заседании методической комиссии дисциплин общеобразовательного цикла Протокол № ___ от _________ Председатель: Мартюк Е.Н.
|
| Утверждаю Зам. директора по УМР Ковалева Н. С.
|
Методические рекомендации по выполнению и защите коллективных проектов по физике и химии.
Рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 413 от 12 мая 2012 г. С изменениями от 29.12.2014 № 1645 и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России № 06-259 от 17 марта 2015 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение 4 | |
1.Проблематика, выбор темы и назначение ответственных за выполнение проектов 6 | |
2.Состав, структура и содержание основных элементов коллективного проекта 6 | |
3.Оформление коллективного проекта 7 | |
4.Подготовка коллективного проекта к защите 8 | |
5.Подготовка презентации к защите коллективного проекта 8 |
|
6.Критерии оценки коллективного проекта 9 | |
Приложения 11-122 | |
| |
ВВЕДЕНИЕ
Коллективный проект представляет собой особую форму организации деятельности студентов (учебное исследование или учебный проект).
Рекомендации разработаны в целях оказания помощи студентам в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите.
Коллективный проект выполняется группой студентов под руководством преподавателя по выбранной теме.
Результаты выполнения проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания межпредметных связей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Коллективный проект выполняется студентами в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта на промежуточной аттестации.
Проекты, выполняемые студентами, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.
Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.
Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:
Подготовительный
назначение ответственного за проект;
формирование проектной группы;
выбор темы и её конкретизация;
Поисковый
уточнение темы проекта;
постановка цели проекта;
Аналитический
анализ имеющейся информации;
сбор и изучение информации;
поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности;
анализ ресурсов;
Практический
выполнение запланированных операций;
мониторинг составления проекта;
Презентационный
подготовка презентационных материалов;
презентация проекта;
Контрольный
анализ результатов выполнения проекта;
оценка качества выполнения проекта.
1. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И НАЗНАЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТОВ.
Первая ступень в процессе выполнения проекта - поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему проекта.
Тематика коллективных проектов утверждается протоколом заседания методической комиссии дисциплин общеобразовательного цикла, заместителем директора по УМР техникума и доводится до сведения студентов.
Выбор темы проекта (Приложение 1) сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления работы.
2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ
Содержание проекта студенты составляет совместно с руководителем.
Содержание коллективных проектов является обязательным:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
На титульном листе указывается наименование учебного заведения; тема проекта; специальность (профессия); инициалы руководителя проекта; инициалы ответственного за проект; инициалы членов, входящих в состав группы, работающих над коллективным проектом; дата защиты.
Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование глав, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта.
Введение индивидуального проекта имеет объем 2-3 страницы. В нем отражаются следующие признаки:
актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;
цель и совокупность поставленных задач для ее достижения;
Основная часть проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы глав.
Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.
Вторая глава является результатом выполненного исследования.
Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.
Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.
В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.
3. ОФОРМЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА
Проект должен быть надлежащим образом оформлен (таблица 1). Все листы проекта и приложения следуют переплести. Индивидуальный проект структурируется следующим образом:
Титульный лист (Приложение 2).
Содержание
Содержательная часть работы
Приложения
Таблица 1- Требования к оформлению индивидуального проекта
Требование | Содержание требования |
1 | 2 |
Объем | не менее 15 страниц компьютерного текста |
Оформление | текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4 |
Интервал | 1,5 |
Шрифт | «Times New Roman» |
Размер | 14 п |
Выравнивание | по ширине |
Кавычки | «кавычки-елочки» |
Параметры страницы | с левой стороны – 30 мм, с правой – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу –20 мм. |
Нумерация страниц |
|
Введение, названия глав, заключение, список использованных информационных источников | с новой страницы заглавными буквами по центру жирным шрифтом, в конце точка не ставится |
4. ПОДГОТОВКА КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ
Закончив написание и оформление проекта, его основные положения надо обсудить с руководителем.
Подготовив проект к защите, студенты готовят выступление.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка по итогам защиты индивидуального проекта может быть засчитана в качестве промежуточной аттестации по дисциплине.
5. ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА
Презентация проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие выводы сделаны по итогам исследования;
Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.
Основное содержание презентации:
1 слайд - титульный
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:
-полное название техникума;
- тема индивидуального проекта
- ФИО обучающегося
- ФИО руководителя проекта
- год выполнения работы
2 слайд - ВВЕДЕНИЕ
Должно содержать обязательные элементы проекта:
Цели и задачи проекта
3 и последующие слайды (основная часть)- непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).
Заключительный слайд (ВЫВОДЫ)
-итоги проделанной работы
Электронная презентация должна содержать не менее 15 слайдов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА
Защита проекта заканчивается выставлением оценок.
«Отлично» выставляется:
работа носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;
имеет положительные отзывы руководителя;
при защите работы студент показывает достаточно глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследованиями, вносит обоснованные предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется:
носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;
имеет положительный отзыв руководителя;
при защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
«Удовлетворительно» выставляется:
носит практический характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;
в отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и оформлению;
при защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.
Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ
Дисциплина ОУД.09 «Химия» Профессия: «Повар. Кондитер» |
|
Дисциплина ОУД. 08 «Физика» Профессия: «Автомеханик» 1.Принцип работы и устройство инжектора. 2.Типовые параметры работы инжекторных двигателей ВАЗ. 3.Инжекторные системы автомобилей. 4.Чего боится инжектор автомобиля? 5.АвтоВАЗ с описанием моделей. Профессия: «Сварщик» 1.Устройство и действие сварочного трансформатора. 2.Промышленные сварочные аппараты для аргонодуговой сварки. 3.Техника безопасности при проведении сварочных работ. 4.Виды сварочных трансформаторов. 5.Лазерная сварка. Профессия: «Мастер отделочных и строительных работ» |
|
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Новошахтинский индустриально – технологический техникум»
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ
на тему
«________________________________________________________________»
по дисциплине
«___________________________________________»
№ группы_____ Название профессии_______________________
Руководитель проекта_______________________________________________
Ответственный за проект_____________________________________________
Члены группы:
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Дата защиты проекта:
«____»_______________20__года.
11