«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рекомендации по выполнению проектов по химии и физике

Методические рекомендации по выполнению проектной деятельности студентами 1 курса СПО по химии и физике.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Новошахтинский индустриально-технологический техникум»





Методические рекомендации по выполнению и защите проектов по ОУД.08 «Физика» и ОУД.09 «Химия»













Составители:

Помазкова Н. А. – преподаватель физики высшей квалификационной категории

Шабунина М. А. – преподаватель химии



Новошахтинск 2017

Одобрено на заседании методической комиссии дисциплин общеобразовательного цикла

Протокол № ___ от _________

Председатель: Мартюк Е.Н.



Утверждаю

Зам. директора по УМР Ковалева Н. С.





Методические рекомендации по выполнению и защите коллективных проектов по физике и химии.

Рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 413 от 12 мая 2012 г. С изменениями от 29.12.2014 № 1645 и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России № 06-259 от 17 марта 2015 г.























      1. С О Д Е Р Ж А Н И Е





Введение 4


1.Проблематика, выбор темы и назначение ответственных за выполнение проектов 6


2.Состав, структура и содержание основных элементов

коллективного проекта 6


3.Оформление коллективного проекта 7


4.Подготовка коллективного проекта к защите 8


5.Подготовка презентации к защите коллективного проекта 8



6.Критерии оценки коллективного проекта 9


Приложения 11-122




























ВВЕДЕНИЕ

Коллективный проект представляет собой особую форму организации деятельности студентов (учебное исследование или учебный проект).

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи студентам в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите.

Коллективный проект выполняется группой студентов под руководством преподавателя по выбранной теме.

Результаты выполнения проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания межпредметных связей;

  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.


Коллективный проект выполняется студентами в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта на промежуточной аттестации.

Проекты, выполняемые студентами, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.

Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.

Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

Подготовительный

  • назначение ответственного за проект;

  • формирование проектной группы;

  • выбор темы и её конкретизация;

Поисковый

  • уточнение темы проекта;

  • постановка цели проекта;

Аналитический

  • анализ имеющейся информации;

  • сбор и изучение информации;

  • поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности;

  • анализ ресурсов;

Практический

  • выполнение запланированных операций;

  • мониторинг составления проекта;

Презентационный

  • подготовка презентационных материалов;

  • презентация проекта;

Контрольный

  • анализ результатов выполнения проекта;

  • оценка качества выполнения проекта.









1. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И НАЗНАЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТОВ.

Первая ступень в процессе выполнения проекта - поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему проекта.

Тематика коллективных проектов утверждается протоколом заседания методической комиссии дисциплин общеобразовательного цикла, заместителем директора по УМР техникума и доводится до сведения студентов.

Выбор темы проекта (Приложение 1) сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления работы.



2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ

Содержание проекта студенты составляет совместно с руководителем.

Содержание коллективных проектов является обязательным:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

На титульном листе указывается наименование учебного заведения; тема проекта; специальность (профессия); инициалы руководителя проекта; инициалы ответственного за проект; инициалы членов, входящих в состав группы, работающих над коллективным проектом; дата защиты.

Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование глав, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта.

Введение индивидуального проекта имеет объем 2-3 страницы. В нем отражаются следующие признаки:

  • актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;

  • цель и совокупность поставленных задач для ее достижения;

Основная часть проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы глав.

Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.

Вторая глава является результатом выполненного исследования.

Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.

Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание.

Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.

В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.



3. ОФОРМЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА

Проект должен быть надлежащим образом оформлен (таблица 1). Все листы проекта и приложения следуют переплести. Индивидуальный проект структурируется следующим образом:

  1. Титульный лист (Приложение 2).

  2. Содержание

  3. Содержательная часть работы

  4. Приложения


Таблица 1- Требования к оформлению индивидуального проекта

Требование

Содержание требования

1

2

Объем

не менее 15 страниц компьютерного текста

Оформление

текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4

Интервал

1,5

Шрифт

«Times New Roman»

Размер

14 п

Выравнивание

по ширине

Кавычки

«кавычки-елочки»

Параметры страницы

с левой стороны – 30 мм,

с правой – 10 мм,

сверху – 20 мм,

снизу –20 мм.

Нумерация страниц

  • арабскими цифрами,

  • сквозная, от титульного листа, при этом номер страницы на титульном листе не проставляют

  • проставляется со второй страницы,

  • порядковый номер страницы ставится внизу по середине строки

Введение, названия глав, заключение, список использованных информационных источников

с новой страницы заглавными буквами по центру жирным шрифтом, в конце точка не ставится



4. ПОДГОТОВКА КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ

Закончив написание и оформление проекта, его основные положения надо обсудить с руководителем.

Подготовив проект к защите, студенты готовят выступление.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка по итогам защиты индивидуального проекта может быть засчитана в качестве промежуточной аттестации по дисциплине.



5. ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА

Презентация проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие выводы сделаны по итогам исследования;

Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.

Основное содержание презентации:

1 слайд - титульный

Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:

-полное название техникума;

- тема индивидуального проекта

- ФИО обучающегося

- ФИО руководителя проекта

- год выполнения работы

2 слайд - ВВЕДЕНИЕ

Должно содержать обязательные элементы проекта:

Цели и задачи проекта

3 и последующие слайды (основная часть)- непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).

Заключительный слайд (ВЫВОДЫ)

-итоги проделанной работы

Электронная презентация должна содержать не менее 15 слайдов.


  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА

Защита проекта заканчивается выставлением оценок.

«Отлично» выставляется:

  • работа носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

  • имеет положительные отзывы руководителя;

  • при защите работы студент показывает достаточно глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследованиями, вносит обоснованные предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

«Хорошо» выставляется:

  • носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;

  • имеет положительный отзыв руководителя;

  • при защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» выставляется:

  • носит практический характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;

  • в отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и оформлению;

  • при защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.



Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ


Дисциплина ОУД.09 «Химия»

Профессия: «Повар. Кондитер»

  1. Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами и меры профилактики.

  2. Поваренная соль в пищевой промышленности.

  3. Пищевые добавки в нашей жизни.

  4. Все о пище с точки зрения химика.

  5. Углеводы и их роль и значение в жизни человека.

  6. Витамины и их роль в жизнедеятельности человека.

  7. Чайные истории с точки зрения химии.

  8. Нитраты и пестициды в продуктах питания.

  9. Химия в профессии повара.

  10. Карбоновые кислоты в пищевой промышленности.

  11. Жиры. Жиры пищи.

  12. Белки. Превращения белков в процессе приготовления пищи.

  13. Применение спиртов в пищевой промышленности.

  14. Роль воды в пищевой промышленности.

  15. Органические вещества, улучшающие внешний вид и структуру пищи.


Дисциплина ОУД. 08 «Физика»


Профессия: «Автомеханик»

1.Принцип работы и устройство инжектора.

2.Типовые параметры работы инжекторных двигателей ВАЗ.

3.Инжекторные системы автомобилей.

4.Чего боится инжектор автомобиля?

5.АвтоВАЗ с описанием моделей.

Профессия: «Сварщик»

1.Устройство и действие сварочного трансформатора.

2.Промышленные сварочные аппараты для аргонодуговой сварки.

3.Техника безопасности при проведении сварочных работ.

4.Виды сварочных трансформаторов.

5.Лазерная сварка.

Профессия: «Мастер отделочных и строительных работ»

  1. Исследование влияния шума на живые организмы.

  2. Растворомешалки и их классификации.

  3. Распылитель порошковой краски СТАРТ-50.

  4. Самовыравнивающий лазерный уровень.

  5. Виды строительных пылесосов и их назначение.




Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Новошахтинский индустриально – технологический техникум»



КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

«________________________________________________________________»

по дисциплине

«___________________________________________»

№ группы_____ Название профессии_______________________

Руководитель проекта_______________________________________________

Ответственный за проект_____________________________________________

Члены группы:

    1. ________________________________________________________

    2. ________________________________________________________

    3. ________________________________________________________

    4. ________________________________________________________

    5. ________________________________________________________




Дата защиты проекта:

«____»_______________20__года.

11


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее