«Зимний фестиваль знаний 2025»

Речь учителя как условие педагогического мастерства

Речь учителя как условие педагогического мастерства

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Речь учителя как условие педагогического мастерства

консультация для педагогов



Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Речь педагога обеспечивает выполнение задач обучения и воспитания подрастающего поколения и является важным элементом его педагогического мастерства. В связи с этим преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания. К учительской речи предъявляются высокие требования: она должна быть точной, лексически, фонетически, грамматически, орфоэпически правильной, без жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов, образной. Ей должны быть присущи смысловая и интонационная выразительность, эмоциональная насыщенность, неторопливость. Педагогически целесообразную речь характеризуют логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительны, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения. С понятием «педагогическая речь» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». В современной литературе под коммуникативным поведением учителя подразумевают не просто процесс говорения, передачи информации, а такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы. Для характеристики коммуникативного поведения учителя значимы такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращаться к ученикам, отвечать им, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи.

Существует прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Исследованиями установлено, что наличие в речи учителя неоправданных ограничений, запретов, сопровождаемых интонациями недовольства и раздраженности (“помолчи”, “перестань”, “сядь”, “прекрати”, “закрой”), перебивания ответов учеников оценочными репликами уничижительного характера (“как всегда”, “куда уж тебе”, “куда только родители смотрят”) приводит не только к нарушению взаимоотношений между учителем и учеником, но и к снижению умственной активности ученика. Коммуникативное поведение учителя, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам стимулирует познавательный интерес, мотивы учения школьников. Весьма полезно использовать такие коммуникативные приемы как вера в возможности школьника (ты сам прекрасно справишься) и позитивное выражение огорчений из-за неудач школьников (Это случайно. Как же так? Давай выясним причину). 

К сожалению, в речи современных педагогов много штампов (примеры), встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Если же говорить об элитарной речевой культуре, то она никогда не допускает одностороннего «ты-общения». Также показателем культуры речи учителя является отсутствие длинных сложных фраз с многочисленными причастными и деепричастными оборотами. Необходимо учитывать интеллектуальные способности класса, однако речь учителя все же не должна быть примитивной. Необходим позитивный настрой учителя. Как правило, молодежная аудитория не воспринимает авторитарный стиль изложения. Это происходит не потому, что они такие «плохие, распущенные, бестолковые», а потому, что так заложено природой. В то же время, современными исследователями доказано, что преподавание с использованием молодежного сленгового языка, казалось бы, близкого и понятного детям, тоже не дает положительных результатов. Также необходимо помнить, что с детьми разного возраста необходимо иметь разную тактику ведения беседы. Учитель не может себе позволить одинаково разговаривать с учеником пятого и десятого класса.

Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса учителя. Голос – важнейший элемент речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

  1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.

  2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

  3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.

  4. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Человеческий голос - уникальный акустический феномен, результат сложных анатомо-физиологических процессов. Источником звуков служат колеблющиеся голосовые складки. Словно струны они натянуты в гортани. Когда мы молчим, голосовые складки расходятся, образуя голосовую щель в виде равнобедренного треугольника. При разговоре голосовые складки смыкаются, и воздух, поступивший в легкие во время вдоха, в момент выдоха давит на складки, заставляя их колебаться, - так рождается звук. При рассмотрении под специальным аппаратом движения голосовых складок напоминают взмахи крыльев бабочки. Голос обладает такими индивидуальными характеристиками, как высота, сила, тембр. При этом очень важную роль играют резонаторы, придающие голосу окраску и дыхание. Речевое дыхание называется фонационным. В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, когда учителю приходится говорить длительное время, неправильное дыхание дает о себе знать: может покраснеть лицо, участиться пульс, появиться одышка, а голос «садится». Последовательность обычного физиологического дыхания такова: вдох-выдох-пауза. Для речи такого дыхания не хватает. Голос (речь, чтение) требуют дыхания другого: большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его «добора». Для фонационного дыхания характерна следующая схема: вдох-пауза-выдох. Звуки речи образуются на выдохе.

Существует ряд упражнений, используемых для формирования правильного речевого дыхания. Одно из самых популярных – «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги и, представив, что это свеча, дуйте на нее. Она отклоняется от вас - это отклонилось «пламя». Такая «свеча» позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха: выдох ровный - бумажка находится в одном положении - отклонившись. При выполнении данного упражнения вы почувствуете небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц. Это показатель того, что вы использовали самый физиологически правильный тип дыхания - диафрагмально-реберный.

Для развития полётности голоса хорошо помогает следующее упражнение: произнесите слоги «ли-ти-ни-ки-ги». При этом вы ощутите, как воздух выходит из все более и более глубоких отделов ротовой полости и гортаноглотки. Пробуйте пропеть серию слогов на разной громкости. Для совершенствования работы резонаторов, т.е. улучшения тембра голоса полезно тягуче произносить «доннннн» или «бомммм», направляя звук в нос.

Вышеназванные приемы широко используются в фониатрии и, хотя являются лишь малой частью арсенала приемов по постановке голоса и речевого дыхания, весьма полезны для ваших голосовых складок и голоса в целом. Также очень полезно приобрести следующую привычку: сразу же после пробуждения прополоскать горло стаканом кипяченой, чуть теплой воды. Это помогает снять налет со слизистой горла и гортани, но не нарушает здоровую микрофлору, которая присутствует на этой части слизистой и очень важна для нормальной работы связок.

Что происходит, когда голосовые связки гортани, благодаря которым мы говорим, перенапрягаются? Постоянное раздражение слизистой оболочки гортани вызывает воспаление, которое быстро переходит на связки. Отсюда одна из профессиональных проблем преподавателей – как справиться с большой голосовой нагрузкой и не сорвать при этом голос. Для профилактики осиплости тем, кто в силу своей профессии вынужден много говорить, необходимо научиться контролировать свой голос.

1. Начинайте речь всегда на выдохе. Иначе может не хватить воздуха для того, чтобы закончить фразу, а связки перенапрягутся, компенсируя эту нехватку. Когда же легкие наполнены воздухом, голос произносит слова звучно и плавно. Сила голоса зависит от работы нижних органов дыхания, легких, бронхов и трахеи. Неумение управлять дыханием нередко приводит к их заболеваниям.

2. Учитесь дышать диафрагмой. Чтобы при дыхании у вас всегда был запас воздуха, старайтесь при вдохе заполнять им не только грудную клетку, поднимая верхние ребра, но и часть брюшной полости, работая нижними ребрами, стенкой живота и диафрагмой – перегородкой между грудной и брюшной полостями. Это и есть диафрагмальное дыхание, полезное для женщин. Диафрагма регулирует давление под голосовыми связками, чтобы им не приходилось перенапрягаться.

3. Давайте голосу передышку. Используйте для этого любую возможность. Во время перемен и перерывов найдите время не только на разговоры, но и на пять-десять минут молчания.

4. Осторожнее с разговором по телефону. Медики обнаружили, что он утомляет голосовые складки гораздо сильнее, чем непосредственное общение.

5. Не говорите на повышенных тонах. Если в вашей речи неизменно преобладают громкие и резкие звуки, то со временем на связках появляются мозолистые наросты – узелки. Они становятся существенной помехой для нормального звучания голоса.

6. Чаще меняйте интонацию. Разнообразные модуляции голоса значительно украшают речь и придают ей выразительность и эмоциональную окраску. Монотонное, однообразное повествование, напротив, не слишком хорошо влияет на состояние голоса. А если и слушают вас неважно, то приходится повышать громкость. Связки при этом все больше напрягаются, и голос лишается звучности. Если переходят почти на крик, то еще больше вредят голосовым связкам: в такой ситуации, наоборот, надо говорить тихо, медленно и спокойно.

7. Не выходите на улицу сразу после окончания работы. Избегайте резкой смены температуры. Перед выходом на улицу надо дать связкам «остыть» и прийти в себя. Через 15–20 минут голосовой аппарат успокоится и будет готов к воздействию прохладного, влажного воздуха. Тем не менее лучше разговаривать на улице как можно меньше, особенно в холодное время года.

8. Не пренебрегайте проветриванием и влажной уборкой классов. Пыль, в том числе меловая, очень плохо влияют на голосовой аппарат, оседая на слизистой, незаметно для нас.

Кроме того, специалисты советуют педагогам оценить свои «голосовые привычки», которые у большинства учителей одинаковы и постепенно приучать себя к бережному обращению с собственным речевым аппаратом. Для этого надо, во-первых, разговаривать на полтора тона ниже, чем обычно, и не выходить из этих рамок. 
Во-вторых, не срываться на крик даже в критических ситуациях. Статистика говорит о том, что 80% педагогов привыкли завышать свой естественный голос, а в моменты раздражения их голос звучит напряженно, визгливо.
В-третьих, если говорить тихо изо дня в день вам пока еще трудно, делайте это хотя бы периодами. Устраивайте для своего голоса “щадящие” дни. Постоянно увеличивайте количество таких дней, постепенно такой голосовой режим станет вашей привычкой, нормой.

Что же предпринять, если голос все-таки сел? Самой распространенной ошибкой является попытка восстановить сорванный голос с помощью горячего чая. Горячее питье в этих случаях противопоказано. Только теплое!
Бывают ситуации, когда вашим голосовым связкам требуется экстренная помощь. Воспользуйтесь такой рекомендацией: с закрытым ртом сделайте несколько мышечных усилий, при которых вы ощутите неприятное напряжение подчелюстных мышц, корня языка, глотки и гортани. Продолжительность выполнения упражнения – 5–10 с. Чувство напряжения в подчелюстных мышцах останется еще на 2–3 мин, а ваш голос восстановится.

Мы рассмотрели способы борьбы с внезапно севшим голосом на фоне общего здоровья, однако нередки ситуации, когда педагог вынужден ходить на работу даже во время болезни, хотя в такой ситуации особенно легко заработать профессиональное заболевание голосовых связок – ларингит. Если голос охрип, то самое лучшее для него – молчание. Если это невозможно, надо постараться максимально снизить голосовые нагрузки. Не думайте, что, разговаривая шепотом, вы сбережете свои голосовые связки. Это как раз заставляет их трудиться с большим усилием. Нужно просто говорить тише и спокойнее. Необходимо так организовать занятия, чтобы ученики самостоятельно занялись изучением нового материала или какой-либо письменной работой.

Напоследок хочется пожелать всем коллегам внимательно относиться как к своему голосу – профессиональному инструменту, так и к общей культуре речи и не забывать, что учительство издавна относилось к интеллигенции и, следовательно, в любой ситуации должно оставаться образцом для подражания.





Использованная литература:

  1. Беккер К. П., Совак М. – Логопедия. М., 2011.

  2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996.

  3. Справочник руководителя образовательного учреждения// 2008, № 10.

  4. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. – М



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее