Урок 1.
Тема: Речь, предложение, текст. Признаки текста.
Работа с деформированным текстом.
Цель: восстановить знания, полученные в 1 классе. Урок идёт в форме .воспоминаний, устно, используя знакомые таблички, но тексты даются более сложные.
1.Что такое речь? -Всё, что мы говорим.
Для чего нужна речь? -Чтобы общаться.
Какая бывает речь? -Устная и письменная.
Какая это речь? -позвонил по телефону
-ответил у доски
-спросил у мамы
-написал письмо
-прочитал письмо
Для какой речи нужны карандаш, телефон, телефон, ручка, мел, магнитофон, пишущая машинка?
2.Из чего состоит наша речь? -Из предложений.
Что такое предложение? -Законченная мысль.
Составляя предложения, мы о ком-то или о чём-то сообщаем друг другу, делимся с окружающими мыслями, чувствами.
-Достаточно ли одного предложения, одной мысли, чтобы узнать о предмете, о событии? (Нет. Нужно несколько предложений, нужен рассказ, текст.)
3.Что же такое текст? // таблица//
Послушайте: Хвост пушистый, бело-рыжий.
Едет плавно над травой.
Едет к птичке, ближе, ближе,
Замер, будто неживой.
Хвост здесь, видно, неспроста.
Улетай, скворец, с дорожки,
Бывают кошки без хвоста,
Но не бывает хвост без кошки.
-Можно ли это назвать текстом? -Да. –Почему?
Если это текст, то у него должна быть ТЕМА. ( о ком или о чём говорится в тексте)
-Определите тему этого текста. ( Про хвост, не про кошку).
4.Для того чтобы повторить понятия главная мысль, учитель подбирает любые сюжетные картинки.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ- это то, что говорится в тексте.
5.Играем в игру «Угадай сказку».
Дед, баба, курочка, яичко.
Муха, денежка, базар, самовар.
Маша, заблудилась, избушка, медведи, убежала.
Алёнушка, Иванушка, ведьма, копытце, козлёночек.
Что помогло вам угадать все сказки? ОПОРНЫЕ СЛОВА
6.Итог.
Чтобы составить интересный и грамотный текст, надо для себя определить ТЕМУ и ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ. Для работы нужны ОПОРНЫЕ СЛОВА, без которых никак не обойтись.
Деформированный текст.
Зайка и белка.
Не узнали зверьки друг друга.
Летом подружились белка с зайкой. Белка была рыженькая, а зайчик серенький. Они приходили на поляну и играли.
Раз зимой они встретились. Шубка у зайца стала белой, а у белки серой.
Но вот пришла зима. Кругом лежит пушистый снег. Холодно в лесу.
-Прочитайте все части текста.
-Как вы думаете, с чего началась эта история? В какое время года?
-Какое время года потом описывается в тексте?
-Что произошло с героями зимой?
-Чем закончилась эта история?
(В процессе анализа текста расставляем порядок расположения частей.)