«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Реализация профориентационного минимума. Знакомство педагогов с лучшими практиками профориентации.

Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Реализация профориентационного минимума. Знакомство педагогов с лучшими практиками профориентации.

Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека. При этом существующие на сегодняшний день методы и подходы к информированию обучающихся о спектре современных профессий, предпринимаемые школами и регионами меры по организации профессиональной ориентации, – недостаточны4. Как показали первые результаты проекта по профессиональной ориентации «Билет в будущее» (далее – Проекта) в 2018-2020 гг., при выборе профессии большинство обучающихся 6-11 классов российских школ демонстрируют неосознанную некомпетентность – т.е. проявляют довольно низкую осведомленность о современном мире профессий и системе среднего профессионального образования (СПО) или ВО при невысоком уровне мотивации к выбору и освоению инструментов выбора. Также при самоопределении школьники демонстрируют зависимость от стереотипов и мнений окружающих и в целом не воспринимают выбор карьерной траектории как актуальную для себя жизненную задачу.

Обучающиеся, проживающие в крупных городах и небольших населенных пунктах, имеют заведомо неодинаковые образовательные и профессиональные возможности. В крупных городах такие возможности представлены значительно шире, выше качество имеющихся услуг. На сегодняшний день это неравенство в немалой степени можно нивелировать благодаря широкому распространению образовательных и других услуг в сети Интернет. Однако для грамотной и эффективной навигации по таким ресурсам требуются специализированные умения и навыки, которые необходимо дополнительно формировать у молодежи (например, навык поиска достоверной информации). Говоря о неравных условиях для профессионального самоопределения и развития, важно упомянуть и об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью разной нозологии, вынужденных сталкиваться с еще бόльшим количеством сложностей и препятствий на пути выбора и освоения профессии.

Решение всех описанных проблем может быть найдено при условии, если будет построена система профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся, в реализацию которой могут быть вовлечены не только школы, но и профессиональные образовательные организации, организации ВО, семья обучающегося, центры занятости населения, а также компании-работодатели, – т.е. будет присутствовать преемственность и согласованность действий всех участников процесса профессиональной ориентации на каждом из этапов этого процесса. Подобная система должна включать подготовку специалистов (наставников, педагогов, психологов, социальных работников, специалистов по воспитательной работе и др.), в задачу которых будет входить комплексная, целенаправленная поддержка и помощь обучающимся в профориентации, с опорой на научно подтвержденные и успешно зарекомендовавшие себя на практике подходы и инструменты профориентации.

При построении профориентационной системы важно учитывать опыт внедрения региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся, не перечеркивая его и не противореча ему, а, напротив, способствуя обогащению и систематизации этих подходов. Кроме того, необходимо, чтобы построение образовательно-профессиональной траектории учитывало индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, возможности и способности, а также особенности его возраста и состояния здоровья, имеющиеся ограничения. При этом необходимо, чтобы доступ к информационным ресурсам по профессиональному самоопределению имели не только жители крупных городов России, но и обучающиеся из отдаленных и труднодоступных территорий, вне зависимости от их социального статуса и жизненного контекста.

Профориентационная работа в образовательных организациях включает в себя комплекс мер по формированию ГПС обучающихся с учетом запросов экономики в кадрах и специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.

Целевая аудитория – обучающиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; родители и педагоги; представители систем СПО и ВО; организации-работодатели региона. Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов – с 6-го по 11-Отдельная спецификация – для групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с разными нозологиями по возрастам.

При профориентации в школе разработан комплексный подход в деятельности педколлектива.

1 Координаторами деятельности являются – директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, в функции которых входит организация всей профориентационной работы в школе, то есть:

- поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей школы;

- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

- анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся);

- проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

- контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря в области самоопределения обучающихся;

− контроль деятельности классных руководителей, учителей- предметников, школьного психолога, библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения обучающихся;

− контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы, элективные курсы, исследовательские проекты);

2 Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения обучающихся своего класса. В плане отражаются разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников. Классный руководитель организует

индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; помогает обучающимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять собственный портфолио; организует встречи

обучающихся с выпускниками школы – студентами вузов и обучающихся средних профессиональных учебных заведений; проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

3 Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:

− показывают учащимся роль труда в жизни человека;

− привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;

− организуют ознакомительные экскурсии обучающихся на предприятия;

− проводят встречи обучающихся с родителями – представителями различных профессий;

− вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

− проводят работу по формированию портфолио учащихся;

− знакомят учащихся с миром профессий.

4 Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства:

-проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения, проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

-проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека;

-обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей обучающихся.

5 Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы

выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

-регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).


Данная практика даёт возможность для обучающихся получения знаний в области профессии, показа разнообразия специальностей, а главное, оказание помощи определиться в выборе своей будущей профессии.



















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее