Галина Николаевна Игнатьева учитель музыки
МБОУ Чурапчинской школы имени С.А.Новгородова
Диана Дмитрьевна Портнягина учитель музыки и
педагог дополнительного образования
МБОУ Чурапчинской школы имени С.А.Новгородова
Реализация проекта «Музыка для всех» в МБОУ – Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им.С.А.Новгородова
1) С 2015-16 учебного года МБОУ- Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им.С.А.Новгородова вошла в число пилотных школ Республики Саха (Якутия) по проекту «Музыка для всех» . Связи с этим обучение по музыке ведется по методике доктора педагогических наук, профессора Эдуарда Борисовича Абдуллина.
Для эффективной реализации проекта Министерством образования РС (Я) были выделены музыкальные инструменты.
В экспериментальном классе обучаются 20 учащихся. Из них 9 мальчиков и 11 девочек. Обучение на уроках музыки ведется по следующим направлениям: хоровое пение; коллективная игра на музыкальных инструментах; слушание музыки, музыкально - пластическое интонирование. За эти годы учащиеся достигли: петь хором, слушать музыку, думать и двигаться под музыку, играть на музыкальных инструментах и каждый научился играть на инструменте блокфлейта. Со 2 класса с помощью родителей было приобретено 24 шт блокфлейты. В школе данный момент количество блокфлейты составляет около 80 штук.
За этот период учащиеся достигли немало результатов:
2015 – Республиканском заочном смотре хоровых коллективов по проекту «Музыка для всех» Победитель. Улусный конкурс детского творчества
2016 – Улусном конкурсе «Алаас сибэккилэрэ» победитель в номинации «Юные музыканты»
2017- Улусный конкурс «Саьар5а саас сулустара» Инструментальный ансамбль «Созвучие» диплом 1 ст
2017- Улусный конкурс «Саьар5а саас сулустара» Ансамбль флейтистов «Созвучие» диплом 2 ст
2017- Улусный конкурс «Саьар5а саас сулустара»Ансамбль «Созвучие» «Школьные годы чудесные» дипломант 2ст
2017- Улусный конкурс «Алаас сибэккилэрэ» Ансамбль «Созвучие» диплом 3 ст
2018 – Улусный вокальный конкурс « Чугдаарар дор5оон» Лауреат
2018- VI Региональный детско-юношеский фестиваль Первые шаги «Бриллиантовые нотки» коллектив блокфлейтистов Лауреат 1 ст
2018- VI Региональный детско-юношеский фестиваль Первые шаги «Бриллиантовые нотки» Ансамбль вокалистов «Созвучие» Лауреат 2 ст
2018- VI Региональный детско-юношеский фестиваль Первые шаги «Бриллиантовые нотки» Коллектив блокфлейтистов «Созвучие»
2018- Региональный конкурс «Саьар5а саас сулустара» Коллектив блокфлейтистов «Созвучие» Лауреат
2018- III межрегиональный конкурс военно-патриотических песен “Поклонимся великим тем годам!” - дипломант 1
2019 -4 Республиканский игры юных исполнителей классической и национальной музыки «Алыптаах дор5оон» Чарующие звуки Якутии» Лауреат 1 степени
2) Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования является хоровое пение. Известно, что хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения.
Для формирования и развития гармонически развитой личности в 2013 году в школе создан проект: «Поющая школа».
Цель данного проекта это развитие интереса к хоровому пению. Повышение уровня исполнительского мастерства хорового коллектива в целом и каждого хориста отдельности, раскрытие творческого потенциала детей, формирование духовно- нравственной и гражданской позиции.
Хоровое пение – искусство массовое. Оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что большая группа людей объединена одной идеей, подчинена единому художественно-исполнительскому замыслу. Это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается красиво и хорошо, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении, и, что песня, спетая хором, звучит выразительнее и ярче, чем, если бы он спел ее один. Осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.
В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива.
В хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные. В процессе работы над песней большую роль играют чувства, которые она вызывает, духовные ценности, которые дети приобретают, осваивая тот или иной материал. Это воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту воспринимаемого и исполняемого произведения.
Патриотизм – важнейшее духовное состояние личности и государства, один из важнейших элементов общественного сознания. Важным для патриотического воспитания детей является гимн. Гимн — музыкальный символ нашего государства, основанное на гуманистических ценностях своего народа, школы, улуса, республики. Исходя от этого учащиеся школы исполняют в мероприятиях школы и улуса:
- Гимн школы « Оскуолам барахсан» сл.Т.М.Пестеревой,муз .ГН.Игнатьевой
- Гимн Чурапачинского улуса «Ол мин дойдум Чурапчы»сл.Дьуон Дьанылы мел.Ф.Гоголева,
- Гимн РС(Я)сл.С.Тарасова перевод В.Федорова,муз.К.Герасимова
- Гимн РФ сл.С.В.Михалкова ,муз.,А.В.Александрова,Гимн
Ежегодно в школе проводиться фестиваль смотр хоров, посвященный ко Дню Победы «Песни военных лет» по классом, а с 2015 года наша школа в количестве 1000 детей выступает 9 мая на улусном торжественном параде посвященному ко Дню Победы. Это стало традицией улусного Парада. Репертуар хора:
2015г- Песня «Катюша» сл.Исаковский М.В. муз.Блантер М.И.
2016г.- Песня « День победы» сл.Харитонова В.муз.Тухманова Д.
2017г.- «Священная война»сл.В.Лебедева – Кумача музыка А.Александрова
2018 г.-«Тыыннаахтар умнубат сыллара» сл.П.Одорусова муз.Н.Бойлохова
2019г.- «Бухенвальдский набат» слова А.Соболева муз.В.Мурадели
Так же в школе по внеурочной деятельности реализуется Программа «Дуораан» по вокально-эстрадному направлению. Цель: Развивать у детей качества, значимые для занятий пением эстетический вкус, творческую самостоятельность, нравственные качества, интерес и любовь к музыке и пению.
3) С 2014 года в школе работает проект «Музыкальная переменка «Мир классической музыки»
Цель: Формирование музыкальной культуры и творческой личности ребенка по средством слушания классической музыки, убедить их в величии музыки и ее красоте.
Ежегодно учителя музыки проводят различные мероприятия по развитию музыкального образования:
№ | Название мероприятия | Дата |
1 | Неделя музыки - Линейки, посвященные к Международному дню Музыки. - Музыкальные переменки (На перемене звучит классическая музыка) - Выставка музыкальных инструментов - Викторины по классам - Конкурс рисунков | С 1 по 6 Октября |
2 | - Смотр песни и строя | 23 февраля |
3 | - «Уол о5о а5ыс кырыылаах» Улусный конкурс братьев .Музыкальный тур «Матыыбы таай» | Февраль |
4 | Неделя Эстетического МО - Вокальный конкурс по классам «Весенняя капель» - Школьная «Олимпиада по музыке» - «День Республики Саха(Якутия) - Исполнение гимна РС(Я) | Апрель |
5 | Фестиваль хорового пения - «Песни военных лет» - Выступление 9 мая на улусном торжественном параде посвященному ко Дню Победы | 9 май |
6 | Последний звонок - Исполнение гимна РФ, РС(Я), гимн Чурапчи, гимн Чурапчинской средней школы им С.А.Новгородова | 25 май |
Таким образом, проект «Музыка для всех» успешно реализуется в сельской общеобразовательной школе, создавая все условия для формирования духовно-нравственной, эстетически и гармонично развитой личности. Ведь «Музыка- универсальный язык человечества»- (Г.Лонгфелло)
Использованная литература:
1.Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки и хор. Класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак.педвузов.-М.: Изд. Центр «Академия», 2002.-416с.
2.Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: метод .пособ. для учит.общеобр. шк.-М.: Просвещение, 1978.- 175 с, нот.
3.Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М.,1983.
4.Асафьев Б.В. О хоровом искусстве.Л., Музыка 1980.
5.П.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Институт психологии РАН 1997.
7.Брайнин В.О. О музыкальном языке и музыкальном образовании. Ис-во в школе. 1996.
8.Бурая Л. В содружестве искусств // Музыка в школе, №3, 1988.- 32-34 с.
9.Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе, №3. 1994.- 19-21
10.Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский. - М: Ин-фра-М, 1997.-576 с.
11.Чич-Головина И. Размышления на тему... // Искусство в школе, № 5, 2002.- 3-9 с.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.-352 с.