«Осенний фестиваль знаний 2024»

"Реакция растений на тепло и свет"

Урок "Путешествие в царство растений"" помогает детям разобраться в том, как реагируют растения на тепло и свет.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Тема

Реакция растений на тепло и свет. 3 класс

Общая цель:

Формирование представления о реакции растений на тепло и холод

Результат

обучения

1)узнают, как реагируют растения на тепло и свет;

2) поймут, что сотрудничая, можно достичь высоких результатов;

3)применят знания предыдущего материала при работе в группах;

4) проанализируют различные задания, учитывая мнения каждого;

5)обобщат знания, используя навыки КМ, при построении кластера;

6)оценят себя и вклад каждого в достижении целей

Ключевая идея

Привитие интереса к учебному материалу, содействие воспитанию бережного отношения к окружающей природе.

Оборудование

Презентация «Путешествие в царство растений», занимательное видео от профессора Почемушкина, видеосюжет о светолюбивых и теневыносливых растениях, позитивчик, флипчарт о цветковых растениях, плакат «Берегите природу», гербарий, наглядный материал, ватман, маркеры, ребусы, загадки, карточки, дерево ожиданий, стикеры, наградной сюрприз, название команд.

Вводно-разъяснительная

часть.









































































Обучающе-развивающая часть






























































































































Закрепительно-коррекционная часть

  1. Орг. Момент.

  2. Приветствие.

  3. Позитивчик. «Посадка инопланетного корабля».

  4. Деление на группы по принципу «Кто с кем дружит»

  5. Дерево ожиданий.

  6. Определение направления путешествия. Загадка про растение.(Дышит, растёт, а ходить не может.)

  7. Выбор учащимися названий команд. Повторение правил работы в группе

  8. Получение пригласительного билета в царство растений. Как называется наука о растениях? (Ботаника) Назови основоположников этой науки.

  9. Презентация Теофрасте. Опережающее задание.


  1. Ботаника как наука сформировалась более 2000 лет назад. Основоположниками ее были деятели древнего мира Аристотель (384 – 32 гг. до н.э.) и Теофраст (371 – 286 гг. до н.э.).

Они обобщили накопленные сведения о разнообразии растений и их свойствах, приемах возделывания, размножения и использования, географическом распространении.

Теофрасту было известно около 600 видов полезных растений, в число которых входили не только европейские виды, но и завезенные из восточных стран. Его считают отцом ботаники.

  1. Проверка домашнего задания. Работа в группах.

А) Составить КЛАСТЕР «Многообразие растений». Охарактеризуй одно из растений.(Кедр, сфагнум, водоросли).

1 ученик

Водоросли – жители воды. Они могут иметь самую разнообразную окраску:  зелёную, бурую и даже красную. Водоросли имеют самое простое строение среди растений. Они не имеют корней, стеблей и листьев, цветков и плодов с семенами Огромное их количество живёт в морях и океанах. Это, например, морская капуста. Это крупная водоросль, которая может достигать в длину 20 метров. Она имеет коричневую окраску.

2 ученик

В сырых лесах, на заболоченных лугах и болотах растут мхи. Один из самых известных мхов — кукушкин лён, его часто можно встретить в заболоченных или просто влажных местах. Он вырастает до 20 сантиметров.

А вот во время Первой мировой и Великой отечественной войны мох сфагнум использовали как замечательный перевязочный материал.

У мхов нет корней, цветков и плодов с семенами. 

3 ученик

Сибирский кедр это большое благородное дерево с могущественной вечнозелёной кроной.

 Это удивительное дерево считается долгожителем, интересен тот факт, что до 80 лет сибирский кедр активно питается влагой из почвы, после 80 лет происходит обратный процесс, он её отдаёт. Высота сибирского кедра может достигать сорока пяти метров. Дерево может жить до восьми сотен лет.

Сибирский кедр знаменит своими «кедровыми орешками», которые используют в медицине и пищевой промышленности. А плодоносить дерево начинает только на шестидесятом году жизни. Я предлагаю вам отведать кедровых орешков далёкого гостя.


Б) Оформи корзину с цветами. Флипчарт.

В) Восстанови схему важных условий окружающей среды, необходимых для жизни растений. Флипчарт.

12.Загадка о воде.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!


В) Игра «Найди лишнее».(Влаголюбивые, водные, засухоустойчивые растения). Почему лишнее?

( Ученик из группы рассказывает о своем растении по плану.)

1. Название растения.

2. Условия произрастания этого растения.

Влаголюбивые водные                          Засухоустойчивые

Клевер   лилия молочай

шалфей                   Кувшинка саксаул

иван-чай лотос Верблюжья колючка

молочай               верблюжья колючка     турча болотная 


1.Объяснение нового материала.

1 группа – теплолюбивые растения.

А) понятие о том, что такое теплолюбивые растения.

Б) Инсценировка «Сказка про то, как Огурец с Помидором спорили».

В) Салат из помидоров и огурцов

2 группа - холодостойкие растения.

А) Понятие о том, что такое холодостойкое растение.

Б) Презентация о пшенице, овсе, ячмене. Показ зерна. Гербарий.

1 ученик: Если бы можно было заглянуть в глубину веков, мы не увидели бы на полях ни кукурузы, ни картофеля, ни подсолнечника.

А пшеница уже сеялась – родилась, кормила людей.

Зерно пшеницы – это природная кладовая белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных солей, так необходимых организму человека.

Они строят клетки, заставляют сердце радоваться жизни, глаза – зорче глядеть, мозг – интенсивно работать.

Из пшеницы делают муку, которая идет на изготовление хлеба, макарон, кондитерских изделий, манной крупы.

2 ученик: С латинского названия овес переводится, быть здоровым. Овес это мощное профилактическое средство, которое укрепляет наш иммунитет.

Зерно овса обыкновенного используют для выработки крупы (каша «Геркулес»), муки, овсяного кофе.

Во многих странах овсяная каша остаётся традиционной утренней пищей, здоровой и полезной. В России из овса готовили кисель.

В овсе очень много полезных элементов, а в оболочке зерен есть вещество, снижающее сахар в крови.

Овес - это на редкость не требовательное растение. Для овса подходят практически любые почвы.

Переносимость холода — еще одно положительное качество этого злака. Благодаря ему овес можно выращивать в северных районах.

3 ученик. Ячмень – злаковая культура, устойчивая к заморозкам и высоким температурам. Его используют в пищу, применяют для лечения заболеваний ЖКТ, бронхов и легких, диабета и других болезней.

В) Презентация. Литмонтаж об устойчивых к холоду овощах: (чесноке, моркови, свекле, петрушке, редисе, горохе).

У морковки сладкий

Носик,

Сочный, вкусный, сладкий

Плод.

А зелёный пышный хвостик

Украшает огород.


Чеснока душистый зубчик

Мы с тобой положим в супчик.

Даст он супу аромат

Станет он вкусней во стократ.


Свёкла для борща годится

Покраснела, как девица,

Без неё и винегрет

Не получишь на обед.


Распустил усы горох,

Шел в стручке переполох:

Целый выводок горошин

Друг на друга все похожи.


Я, румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем.


Физминутка «Урожай собирай». Слова Т. Волгиной, музыка

А. Филлипенко


3 группа - светолюбивые растения.

А) понятие о том, какие растения называют светолюбивыми

Б) В мире интересного.

-Фильм о хлопчатнике от профессора Почемушкина.

- А знаете ли вы?

Легенда о кукурузе.

Когда могущественные боги решили разделить все богатства земли между людьми разного цвета кожи, первыми на делёж пришли индейцы и выбрали самое ценное по их представлениям – ярко –желтый словно вылитый из золота початок кукурузы. Он давал пищу и человеку, и животному и птице.

Сообщение о ленточном сосновом боре на казахском языке.

Қарағайлы орман миллиондаған жылдар бұрын мұзды кезеңнен кейін пайда болған. Семей мен Ертістен басталып, Барнауылға дейін 5 қатарда тізбектеліп, атақты Оби өзенінде аяқталған өседі.

Дүние жүзі бойынша 2 қарағайлы орман. Біріншісі-Канада. Екіншісі-Россия мен Қазақстан жерінде. Үлкен бөлігі біздің Қазақстанда.

Қарағайдан турлі дәрілер жасалады. Бұл орманның ауасы таза сондықтан бұл жерде сауықтыру орталықтары орналасқан

- Загадки на английском языке

There was a green house. Inside the green house there was a white house. Inside the white house there was a red house. Inside the red house there were lots of babies. What is it? В зеленом домике есть белый. Внутри него — есть красный дом. А в красном домике много ребятишек. Что же это? Watermelon. Арбуз.

It is round .Она круглая

It is yellow. Она жёлтая

It is delicious. Она вкусная

It is very sweet. Она очень сладкая

What is it? Что это? (melon). Дыня.


Г) работа с учебником с.117. Прочитать самостоятельно текст и ответить на вопрос о том, какие растения называются теневыносливыми. Назови их. (Кислица, чина, ландыш).

Д) Фильм про теневыносливые растения. Сюрприз от Инопика.

1.Ты мне я тебе.

1группа второй группе

Задание: разгадать ребусы. К какому виду относятся эти растения? (Теплолюбивые растения)



Р



2 группа 3 группе

Собери картинку из частей. Назвать, какая картинка лишняя и почему?

(Редис, лук, перец). К какому виду относятся эти растения? (Холодостойкие растения)

3 группа 1 группе


Отгадать загадки. К какому виду относятся эти растения? (Светолюбивые растения)


Сладкая, медовая,

Очень даже сочная,

Ложкой семечки смахнёшь,

Мякоть белую найдёшь!

Ответ: Дыня



Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.(арбуз)

Людей большой тут вложен труд,

Коробки на кустах растут.

А что в коробочках за вата?

Вы подскажите мне, ребята.
(хлопок)


На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица ... . (Сосна)


Обобщение. Работа с высказыванием.


«Природа – это и есть сама жизнь во всем ее великолепии». Обращение к плакату «Берегите землю»!









Контрольно – оценивающая часть

Итог. (Метод незаконченных предложений).

Я сегодня узнал о …….

Я запомнил, что……….

Мне было интересно на уроке потому что……….

Я желаю………..

Домашнее задание стр.114-117

Рефлексия

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения и работу:

- каша в голове; 

- ни в зуб ногой; 

- светлая голова;

- поставлен в тупик;

- работал засучив рукава;

- бил баклуши;

- носил воду в решете;

- слушал во все уши;

- распускал язык;

- моё сердце поёт

Награждение.






Золотарёва Любовь Григорьевна

учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа имени Бауыржана Момышулы»

Урджарский район

село Урджар

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее