Научно –практическая конференция
«Формирование креативности обучающихся через развитие интеллектуального и научного потенциала личности»
Развитие творческого потенциала у учащихся начальной школы
1СЛАЙД
В настоящее время к деятельности человека предъявляются множество требований, одним из которых является ее творческий характер. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания стало одной их социально значимых задач современной школы. Школа должна выпустить в жизнь успешного человека, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Творческий потенциал лучше всего начинать формировать в начальной школе, так как в этот период дети впитывают все сказанное, как губка, и живо интересуются всем вокруг.
2 СЛАЙД
Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно в образовательном процессе, им необходимо создать условия для познавательной и творческой деятельности. «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – творческая и познавательная активность» – Т.И. Шамова. Наша задача - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы. Применительно к младшему школьному возрасту, познавательная активность рассматривается как необходимость сознательного, творческого познания учеником окружающего мира и явлений.
3 СЛАЙД
Она объединяет в себе:
• потребность в овладении способами усвоения знаний (умением учиться),
• потребность в поисковой и исследовательской деятельности
• потребность в творчестве.
Развитие творческого потенциала личности в первую очередь зависит от учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
• замечать любые творческие проявления учеников;
• создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Учителя начальных классов видят необходимость повышения уровня познавательной активности каждого ученика. В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что исследовательская работа ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
4 СЛАЙД
Поэтому задачи исследовательской работы младшего школьника – это, прежде всего,
развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка
обучение проведению учебных исследований
развитие творческой исследовательской активности
формирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Это возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности.
5 СЛАЙД
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы
Постановка цели и задач
Гипотеза исследования
Организация исследования
Подготовка к защите и защита работы
При выборе темы учитель может и должен лишь “подтолкнуть” детей к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
6 СЛАЙД
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Так, П. Н. занимается конным спортом. Ее интересует все, что связано с лошадьми, темой ее исследовательской работы стала «Где у лошади пальцы?». П.Т. мечтает стать врачом, в своей работе он рассказывает об истории этой профессии.
С.Н. с раннего детства вместе со своим папой участвует в археологических раскопках . Ее работа о загадках археологии Липецкого края.
В 2010 году Настя участвовала в работе детской археологической экспедиции Липецкой городской научной общественной организации «Археолог». Экспедиция изучала уникальный для Липецкого края памятник – поселение Ксизово 6. Археологических исследования позволили узнать многие стороны жизни , быта , особенностей хозяйства, культуры, погребальной обрядности.
Но прежде чем начать работу над проектом я поставила перед Н. задачу прочитать книгу «Древнейшая история Липецкого края» и по этой книге составить список заинтересовавших ее вопросов. Тут необходимо заметить, что по литературному чтению у Н. «четверка». И только после того как книга была прочитана и список вопросов составлен началась работа над проектом. Здесь неоценимую помощь и поддержку оказал-----------.
Перед вами фотографии археологических находок .Слайд 7
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, энциклопедией, журналом, что в наше время особенно важно.
Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей гимназии. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования .
Почему именно метод исследования мы выбрали для повышения познавательной активности своих учеников? Исследование – это, процесс поиска неизвестного. Исследовательская работа имеет свое продолжение в детских проектах. Сейчас трое моих учеников работают над собственными проектами, готовятся к участию в научно-практической конференции. Впервые к участию в работе гимназической конференции «Ступени» приглашены ученики начальной школы. Надеюсь, это станет хорошей традицией. Слайд 8
Таких проектов в начальной школе достаточно много, ведь как сказал Дмитрий Лихачёв: «Если в конце исследования не видно начала следующего, значит исследование не доведено до конца».