Развитие творческих способностей учащихся через знакомство с жанром портрета: использование на занятии игровых методов и приемов обучения.
Чтобы ребенок рисовал с удовольствием портрет и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех обучения рисованию портрета зависит от правильного определения его содержания, а также от способов достижения целей, т.е. методов обучения. С данной темой дети встречаются еще в детском саду. Затем обучение рисованию портрета, а точнее элементы его рисования, начинают использоваться учащимися с первого года обучения в творческом объединении посредством различных тематических рисунков, например, «Портрет мамы», иллюстрирование сказочных героев по теме «Зимняя сказка», «Лето» и др. В дальнейшем, знания об этом жанре изобразительного искусства углубляются. Чтобы учащимся было интересней и легче познакомиться с азами рисования портрета, занятия школьников и должны быть наполнены играми различной направленности от дидактических до сюжетно-ролевых.
Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Так, игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей при рисовании портрета. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры данного жанра – нравственные, эстетические.
На занятии по изо, в рамках данной темы, на моих занятиях используются игры: «Что неправильно нарисовал художник?», «В картинной галерее», «Сосчитай-ка», «Собери портрет», «Следствие ведут знатоки», «Коллекция репродукций», «Найди лишний», «Добрый и злой» и др.
«Найди лишний». Найти портрет среди других жанров изобразительного искусства (рисунки или иллюстрации).
«Коллекция репродукций». Выбрать портреты по различным признакам: «грустный и веселый», «поясное или погрудное (другое) изображение портрета», «групповой или индивидуальный», «жанровый или автопортрет» и т.д.
«Собери портрет». Собрать из геометрических фигур портрет.
«Сосчитай-ка». Из каких геометрических фигур состоит портрет. Сосчитать сколько кругов, линий и т.д.
«Что неправильно нарисовал художник?». Найти в рисунке несоответствия.
«В картинной галерее» или «Следствие ведут знатоки». В галерее затерялся какой-то портрет. «Хранитель галереи» дает описание портрета, «сыщики или знатоки» ищут, отдают «хранителю галереи».
«Добрый и злой». Собрать портрет, отразив эмоции.
На занятиях часто использую шаблоны. Так, например, при изучении человеческих эмоций детям дается изображение дома, машины, ракеты, корабля, где дети врисовывают карандашами и фломастерами лица людей и отражают их настроение.
Часто применяю на занятии и подвижные игры при рисовании портрета, например, каждый ряд детей на скорость рисуют портрет на доске, затем дают ему имя, например, Иван Петрович, Маруся и т.д. и анализируют, какие допустили ошибки при рисовании портрета и что выполнили правильно.
Игры детям интересны. Интерес вначале непроизволен и направлен на процесс создания портрета. А затем решается задача развития интереса к результату деятельности, продукту. Этот продукт – рисунок портрета, он нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.