Творческие способности не являются новым предметом изучения. Испокон веков человеческие способности вызывали огромный интерес. Но в прошлом у общества не возникало потребности в овладении творчеством. Великие талантливые люди появлялись «сами собой». Создавались шедевры искусства, делались научные открытия, изобреталось что-то новое, тем самым развивалась человеческая культура.
На данный момент ситуация изменилась. В эпоху научно - технического прогресса человеку приходится своевременно адаптироваться к новым условиям, которые заставляют его отойти от привычных действий, забыть про стандартные шаблоны и каждый раз напрягать мышление для решения больших и малых задач. Роль умственного труда в каждой профессии растет, роль исполнительской же деятельности все больше перекладывается на машины, тем самым человеку открывается огромный потенциал в проявлении творческих способностей, они являются существенной частью интеллекта человека и задача их развития – становится одной из главных задач в воспитании современного человека. Ведь культурные наследия всего мира – это результат творческой работы людей. И то, насколько возрастет человеческое общество, будет определяться творческими способностями подрастающего поколения. В связи с этим важная задача развития творческого потенциала встает перед школой, что в свою очередь зависит от учебного процесса, который должен планироваться с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности является воображение и его необходимо развивать с раннего возраста. Все чаще на страницах психологической и педагогической литературы становится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Проблема творчества породила много дискуссий, педагоги и психологи изучали ее несколько тысяч лет. Вечность этой проблемы заключается в самом динамизме становления реальных человеческих способностей. Каждый народ, помня свое прошлое, тем не менее «будет нуждаться в совершенно новых людях и создает их» с такими социальными качествами и способностями, которые ему необходимы.
Способности человека являются атрибутом исторического процесса развития человека, они формируют, реализуются и воплощаются в труде, в различных формах человеческой деятельности. Из этого следует, что творчество должно рассматриваться как составная часть социально – экономических и духовных проблем общественного развития.
Творчество всегда подчинено созданию чего – то нового, неизвестного. Для этого необходимо создавать предварительно воображаемые модели творимого объекта. Из различных вариантов отбираются лишь те, которые наиболее точно определяют конечные цели творчества. Это доказывает тесную связь воображения и мышления во время творческого процесса.По выражению Е. Е. Кравцовой следует так организовать предметную среду, что бы она «служила пусковым механизмом и побудительной силой для развития воображения».
Развитие творческих способностей школьников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя к процессу обучения.
Явными творческими процессами в обучении являются уроки изобразительного искусства и технологии. На каждом уроке учащиеся проявляют воображение, креативность и творческий подход, не зависимо от типа задания. Уроки рисования помогают ученикам стать ближе к искусству, стать его частью. Рисуя свои изображения многие из учеников, воодушевлённые творческим процессом, могут представлять себя великими художниками. Но многим ребятам сложно изобразить некоторые предметы или образы с помощью традиционных средств рисования – карандашей, кистей, фломастеров.
Каждый раз использование одних и тех же, всем известных, и уже наскучивших средств рисования не дает детям раскрыть свой истинный творческий потенциал, они практически не помогают развитию фантазии и воображения. Ведь рисовать можно практически всеми подручными материалами и не только искусственными, природные материалы: листья, семена, растения, камни и т. д. – так же отлично подойдут для создания своей индивидуальной работы, будь то рисунок или аппликация.
Обращаясь к выше сказанному, что творчество – это создание чего – то нового, напрашивается вывод, что работать с детьми по сложившимся шаблонам нельзя. Учитель должен давать детям толчок к чему – то новому, каждый раз показывать и удивлять, заинтересовывать учеников и вовлекать в творчество. Вместе с детьми фантазировать и направлять их фантазии в нужное русло. Помогать воплощать безумные идеи в жизнь. На мой взгляд, именно современные, нетрадиционные техники на уроках рисования могут стать частью развития всех творческих способностей ребенка.