Развитие социальных компетенций обучающихся в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности
Джораева А.С.
педагог дополнительного образования
МАУДО «Дом детства и юношества»
г. Златоуст, Челябинская область
Развитие социальных компетенций является неотъемлемой частью воспитания обучающихся в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Объект исследования: развитие социальных компетенций у обучающихся в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: педагогические условия развития социальных компетенций обучающихся в условиях реализации дополнительно образовательных программ социально – гуманитарной направленности
Цель: выявить и апробировать педагогические условия развития социальной компетенции обучающихся в рамках реализации программы общеобразовательной программы «Школа вожатых».
В настоящее время в науке представлены различные подходы к изучению социальных компетенций подрастающего поколения. Так, Н.В. Калинина, И.И. Лукьянова социальные компетенции соотносят с закономерностями личностного развития, ведущими потребностями и задачами каждого возрастного периода. В исследованиях Андрея Викторовича Хуторского социальные компетенции интегрируются в систему образовательных компетенций
В своей работе мы придерживаемся вслед за Людмилой Владимировной Хорошко следующего понятия социальных компетенций: социальные компетенции представляют собой интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие воспитанникам оптимально не только адаптироваться, а и интегрироваться в обществе, эффективно взаимодействовать с социальным окружением, результативно разрешать проблемы в социальной среде.
В развитии социальных компетенций дополнительное образование является основоположным, в связи с тем, что способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Социально-гуманитарная направленность дополнительно образовательных программ является одной из важных в формированиях социальных компетенций учащихся.
Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А развитие компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.
Рассмотрим педагогические условия развития социальных компетенций обучающихся в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа вожатых». Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 14 - 17 лет. Форма организации образовательной деятельности – групповая. Количество обучающихся в группе 8 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в год)
Отличительной особенностью программы является использование разнообразных методов и приемов организации учебной деятельности обучающихся, что способствует развитию организаторских и коммуникативных способностей обучающихся. Социализация обучающихся проходит через обучение вожатскому мастерству.
Целью программы «Школа вожатых» является раскрытие творческого потенциала обучающихся посредством освоения знаний и навыков в области организации досуга детей в рамках практической подготовки обучающихся к работе помощника вожатого в образовательных организациях через развитие социальных компетенций.
Ключевые компоненты развиваются через реализацию ряда педагогических условий, создающих необходимую образовательную среду:
а) организационно-педагогические:
- применение современных педагогических технологий на основе учета возрастных особенностей обучающихся;
- использование форм и методов обучения, способствующих раскрытию творческого потенциала и способностей обучающихся (физических, эмоциональных, познавательных, личностных, духовно-нравственных);
б) организационно-методические:
- разработка и реализация современных дополнительных общеобразовательных программ с учетом запросов потребителей;
- удовлетворение потребностей обучающихся в соответствии с их индивидуальными интересами и особенностями, а так же задачами возрастной социализации;
- развитие активной позиции обучающегося и педагога в образовательном процессе как субъектов образовательной среды и собственного развития;
В целях развития социальных компетенций при реализации программы применяются современные технологии, учитывающие возрастные особенности обучающихся, такие как:
проектные технологии
игровые технологии
информационно-коммуникационные технологии
коллективно-творческая деятельность
социальное проектирование
Таким образом нами были решены поставленные задачи:
изучены различные теоретические подходы к определению понятия «социальная компетенция» в научно-методической литературе.
раскрыта роль дополнительного образования детей в развитии социальных компетенций обучающихся.
определены педагогические условия развития социальных компетенций обучающихся в рамках реализации программы общеобразовательной программы «Школа вожатых».
Занимаясь вожатской деятельностью, я ориентирую ребят на разработку внеклассных мероприятий, направленных на оптимизацию воспитательной деятельности школы; организацию школьных и городских акций, направленных на освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; участие в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха с целью личностного саморазвития.
Практический результат изменений:
обучающиеся испытывают чувства успеха, избавляются от комплекса неполноценности; развивают свои творческие способности, умения, и навыки;
вовлечённость в вожатскую деятельность учит общению, взаимопомощи, ответственности, развивает навыки самостоятельной работы, формирует общественное мнение;
расширяется кругозор.
В рамках реализации программы была организованно социальное взаимодействие с центром занятости ЗГО, школами города о прохождении практики на базе пришкольных лагерей. В ходе подготовки к летней кампании за вожатыми закреплены отряды начальной школы, в которых есть возможность организовывать интеллектуальные, развлекательные, патриотические мероприятия, конкурсы, викторины, тематические дни и т.д.
Таким образом, педагогические условия развития социальных компетенций обучающихся в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа вожатых» в своем взаимодействии создают образовательную среду и решают общую задачу по развитию социальных компетенций обучающихся путем создания педагогических условий