Развитие лидерских качеств учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Альмухамедова Баян Куандыковна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа №12» г. Житикары
Так как я являюсь учителем русского языка и литературы, меня также интересует, как можно повысить интерес к своему предмету, как улучшить познавательный процесс учащихся, что я могу использовать на своих уроках, чему я должна сама научиться, прежде чем научить детей. «Если учитель желает оказать помощь ученикам в их становлении личностями с развитым критическим мышлением, то, прежде всего, ему самому необходимо обладать развитым критическим мышлением и быть открытым для новых идей»
Современная жизнь требует от нас, чтобы мы постоянно менялись, иначе не будем успевать за ее переменами. А для этого необходимо наличие лидерских качеств, ведь лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию. Не может быть школы без учителя, как не быть может учителя без его учеников. Учитель- он, как душа и сердце маленького коллектива. Очень разные растут у нас ученики и смотря на них я не могу не радоваться, я учу их, они учат меня, в некоторых вопросах они преуспели лучше нас, наличие свободного времени, Поэтому я стараюсь не отставать от них. Как гласит народная мудрость: «Век живи – век учись», каждый учитель должен пополнять свой багаж знаний, идти в ногу со временем. Я как учитель должна воспитывать детей таким образом, чтобы они еще в стенах школы научились быть яркими личностями, не отставать, идти вперёд. Каждый учитель должен обучать своих учеников так, чтобы они выросли конкурентоспособными в жизни. И это нелегкий труд.
После завершения курсов я поставила перед собой такие вопросы: Как я буду работать? Как буду внедрять 7 модулей? Как буду проводить уроки? Большое внимание уделяю созданию коллаборативной среды в классе. Учащиеся в течение года учатся работать в группе, слушать друг друга, помогать товарищам по группе в случае необходимости, если что-то не получается, спикеры в группах учат выступать перед классом, распределять обязанности и задания в группе. И лидером может стать любой в зависимости от ситуации. Каждый урок начинаю с создания психологического настроя, используя при этом позитивы тренинги, нацеленных на сплочение коллектива, на дружбу между мальчиками и девочками, чтобы в классе была благоприятная обстановка. Это помогает детям объединиться и в течение урока чувствуется эмоциональный подъем и влияет на положительный результат урока.
Использование ИКТ показало, что детям нравится составлять кластеры, писать синквейны, использовала методы взаимной проверки. Дети научились взаимооцениванию, самооцениванию.
Ценность семи модулей в том, что они учат слушать и слышать, развивает речь, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждают детей к действию, поэтому на уроке работают все.
Поэтому делая вывод из всего вышеизложенного, думаю, что развитие лидерских качеств на уроках русского языка и литературы возможно также 1) через использование интерактивных методов обучения.
В интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех обучающихся.
Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов:
различные психологические упражнения на знакомство, сплочённость и сотрудничество внутри группы;
мозговой штурм; ассоциации;
дискуссии и диспуты;
ролевые, дидактические игры.
Развитию лидерских качеств учащихся способствуют и нетрадиционные уроки, и отдельные фрагменты уроков. Они позволяют повысить интерес и к уроку, и к учебному процессу в целом. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов.
И вторая возможность развития лидерских качеств на уроках, по моему мнению, это использование исследовательского подхода. При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками.
Тематика и характер исследовательских работ учеников обычно бывают различными. Например: «Особенности русских пословиц и поговорок», «Капканы орфографии», «Что за прелесть эти сказки», «Секреты рекламы», «Имеет ли право на жизнь теория Раскольникова?» и другие. Интерес ребят к исследованию всегда тем выше, чем актуальнее их работа и чем более практическое значение она имеет.
Необходимо создавать стимулы для плодотворной работы, для учения с увлечением, таковым может быть интересная форма урока.
**С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы мы, учителя, работающие в классах среднего и старшего звена, начали вводить инновационные технологии. В работе с классным коллективом я использую все 7 модулей, но наиболее продуктивными в воспитательной работе оказались обучение критическому мышлению и лидерство в обучении.
Работая в школе, мы стали обращать внимание, что традиционный классный час, где учитель играет главную ведущую роль, мероприятия, где учитель заранее раздает роли ученикам для их выполнения, однообразные лекции учителей на различные актуальные темы в действительности дают малозаметный результат и мало влияют на творческую, интеллектуальную и мотивационную деятельность. Детям не интересно быть только пассивным слушателями, исполнителями. В результате проведенных бесед и анкетирования с учениками, родителями, мы установили, что ученикам очень интересно самим разрабатывать задания, придумывать темы классных и внеклассных мероприятий, принимать участие в организации поездок, экскурсий, конкурсов, проявлять свои лидерские, творческие качества, максимально выражать свои идеи, брать на себя ответственность в их разработке и реализации, то есть быть конкурентно способными в обществе.
Известно, люди по-настоящему могут быть ответственными только тогда, когда они принимают непосредственное участие в постановке целей и принятии решений, когда они вовлечены в процесс обсуждения, а не тогда, когда им навязывают решения.
Проводя серии уроков по своим предметам, мы стали приходить к единому мнению, что использование программы 7 модулей будет эффективно не только в работе на уроках, но и в воспитательной практике, на классных часах, школьных мероприятиях.
Использование активных методов обучения позволило разнообразить занятие, ввести в него новые элементы, ранее не знакомые ребятам. Выполнение того или иного задания в стратегии «Микрофон», «Коллаж», «Дерево комплиментов», «Круги дружбы», «Аллея совести», «Техника драмы», «Стикеры от спикера» напоминало ребятам скорее увлеченную игру, где ребята сами распределяли и продумывали роли, выдвигали идеи, находили способы решения тех или иных проблем. Такие формы работы позволяют ученикам творчески размышлять и озвучивать свои мысли, идеи и чувства по определенным вопросам.
Ребята не просто принимают участие, развиваются творчески. Они учатся сами рефлексировать и оценивать свою деятельность, программируют свою деятельность на будущее, определяют, в каких сферах им стоит измениться самим, как улучшить свою работу не только на уроках, но и в жизни. Роль учителя при этом значительно меняется. Мы стали обращать внимание на то, что дети из занятия в занятие становятся более открытыми, уверенными в себе.
Стало очевидно не только нам, но и нашим коллегам, присутствующим на наших мероприятиях, что задания и упражнения с элементами критического мышления позволяет ученикам размышлять, разнообразить идеи и мнения.
Таким образом, использование активных формы обучения способствует становлению само регуляции, повышает мотивацию ребенка. Формы такой работы помогает раскрывать и реализовывать лидерские качества, выявить творческие личности среди учеников.
Мы увидели, как на протяжении использования Программы на классных часах меняются дети. Они с нетерпением ждут новых занятий, где мы будем использовать элементы критического мышления, позволим ребятам быть участниками не просто тематического классного часа, но и дадим им возможность самим ставить цели, принимать решения, находить выходы из ситуации. Ребят увлекают сложные, «толстые » вопросы, им интересно видеть вдруг в друге советников, помощников, нравиться управлять, руководить своими маленькими микро группами.
Особой популярностью пользуется среди учеников стратегии «Карусель», «РВС», «Толстые и тонкие вопросы», а так же составление флипчартов, кластеров, написание эссе, синквэйнов.
Ребята с особым энтузиазмом работают в группе. Мы замечаем, что многие из детей, для которых выступление перед аудиторией давались с трудом, при защите собственной работы, сделанной вместе с товарищами, рушатся некоторые психологические барьеры. Правильное распределение работы в группе позволяет ученикам реализовывать себя в различных видах деятельности.
Таким образом, проводя классные мероприятия с использованием модулей программы, мы замечаем, что наш труд не проходит напрасно. Изменения, которые происходят в наших детях, нас очень радуют: дети с большим желанием готовятся к мероприятиям, классным часам. Мы видим, как горят их глаза, когда они пытаются отстаивать свою точку зрения, когда вживаются в роли предложенных персонажей. Они сами чувствуют, что становятся взрослыми, нужными и счастливыми. И в этом году наши классы являются по рейтингу в школе Лидерами – Озат, и в кабинетах висит вымпел «Озат – Лидер». И нам, учителям, отрадно, что это и наша заслуга тоже.
И в итоге хочется нам сказать, что образовательный процесс поворачивается к учителю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности.
Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности. И в этом нам помощники семь модулей Программы «Назарбаев – Интеллектуальные Школы».
И в итоге своего выступления хочу сказать, что для того чтобы направлять детей в быстроменяющемся мире учитель должен сам, отойдя от старых подходов, овладеть новыми методами обучения, знаниями и навыками, чтобы передать их своим ученикам. Учитель должен быть подготовлен к творческому управлению процессом усвоения учениками соответствующих знаний, умений и навыков, что поможет ему обоснованно избирать и сознательно применять методы и организационные формы обучения, адекватные выдвинутым задачам, определенному учебному материалу и конкретным условиям, в которых происходит процесс обучения.
Время идет, не стоит на месте. Стране нужны конкурентоспособные ученики, умеющие находить выход из любых жизненных ситуаций. Ученики должны владеть такими стратегиями, которые помогут им продолжить обучение самостоятельно.
Учитель, знающий свой предмет, должен преподнести его таким образом, чтобы они самостоятельно смогли составить свое толкование и мнение. Ученики будут применять свои навыки на практике. Не задумываясь, тщательно и кропотливо изучила все семь модулей программы.
«Лидер – не звание и не должность. Вести – значит действовать. И любой человек может стать лидером». - Робин Шарма.
Учитель III уровня – Альмухамедова Б. К.