«Зимний фестиваль знаний 2025»

Развитие читательского интереса с помощью технологии продуктивного чтения.

Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

Каким ребёнок будет читателем – во многом зависит от нас с вами.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Развитие читательского интереса младших школьников с помощью технологии продуктивного чтения.

(слайд 1)

Стержнем в школьном образовании служит чтение.

В начальной школе необходимо сформировать ребенка — грамотного читателя, у которого есть привычка к чтению, он знает книги, умеет их самостоятельно выбирать. Этого от нас требует стандарт, этого же ждут от нас родители.

Не секрет, что за последние два десятилетия резко упала читательская активность детей и молодёжи. Чем же так страшна утрата потребности в чтении?

Во-первых, обедняется словарный запас, понижается уровень интеллектуальных и познавательных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс вхождения человека в общество, знакомства с его моральными и духовными ценностями. В-третьих, нечитающие дети, вырастая и становясь родителями, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведёт к духовному отчуждению представителей различных поколений.

Если в начальной школе ученик не научится беглому и осознанному чтению, вряд ли он сможет достичь успехов в дальнейшем образовании.

(слайд 2)

1.Жужжащее чтение.

В своей практике я использую технику развития навыков оптимальной скорости чтения у детей — жужжащее чтение. Именно чтение жужжащее является основной методикой применяемой многими педагогами.

Психологи отмечают, что уровень чтения — это серьезнейший фактор, влияющий на успеваемость и социальную адаптацию ребенка.

(слайд 3)

Ни для кого не секрет, что именно в игровой форме дети быстрее воспринимают учебный материал. Именно на этом и построена техника жужжащего чтения. Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.

Ученикам предлагается изготовить широкие закладки, на которых впоследствии каждый из них записывает авторов и название прочитанных книг. У каждого своя закладка, личная.

Техника жужжащего чтения занимает 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.

В применении данной техники очень важна системность.

Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых, используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим роем, ребенок не испытывает дискомфорта.

В воспитании любви к книге положительную роль играют незначи­тельные, на первый взгляд, моменты. Например, в нашем классе есть полка с книгами, которые ребята свободно берут, читая их на ежеурочных пятиминутках чтения. На этой полке постоянно появляются новые книги из домашних библиотек ребят. Они обмениваются книгами друг с другом и даже оставляют книги «жить» в классе.


2.Технология продуктивного чтения.

Необходимо формировать у всех без исключения детей в процессе обучения чтению читательской самостоятельности. Автором теории формирования читательской самостоятельности стала профессор Наталья Николаевна Светловская. Она разработала технологию продуктивного чтения.

(4 слайд)

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста. 
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.


Некоторые приемы, описанные в ней, я применяю на своих уроках.

Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников.

Средства — приемы понимания и анализа текста.

Этапы — работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Достигая эту цель, я с первых уроков формирую технику чтения, знакомлю детей с приемами понимания и анализа текста; ввожу ребят через литературу в мир человеческих отношений, развиваю речь учащихся.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Урок с использованием технологии продуктивного чтения существенно отличается от традиционного урока. Мне хочется подробнее рассказать о том, как я использую эту технологию.

Этапы

Традиционный урок

Технология продуктивного чтения

До чтения

Учитель знакомит с автором и заголовком произведения.

Прогнозирование содержания текста по названию или иллюстрации.

Возникает мотивация к чтению.

На этапе до чтения мы с ребятами прогнозируем содержание текста. По названию, фамилии автора, иллюстрациям, опираясь на личный читательский опыт, обучающиеся предполагают тему и жанр произведения, ставят цели своей работы на уроке.


Во время чтения

Учитель или хорошо читающие дети читают текст, а остальные ученики слушают.

Ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем развитие событий.

Возникает читательская интерпретация.

Следующий этап работы с текстом во время чтения. Мы знакомимся с текстом по-разному: дети самостоятельно читают произведение или прослушивают его в записи. Иногда мы читаем часть текста, предполагаем дальнейшее развитие событий, а затем возвращаемся к тексту и узнаем авторский замысел.


После чтения

Беседа о прочитанном.

Коррекция выдвинутых предположений, уточнение позиции автора.Возникает удовлетворение от чтения и понимания текста.

 

Технология продуктивного чтения предполагает обязательное перечитывание текста на этапе работы после чтения.

У детей возникает понимание текста, удовлетворение от процесса чтения.

Этот этап позволяет выполнить творческие задания: нарисуй словесный портрет героя, расскажи, что бы ты сделал на его месте, перескажи от имени какого-то персонажа, придумай продолжение истории. (С.Михалков «Новогодняя быль»-пересказ от лица Ёлочки)

Легко работать с детьми, которые любят читать. Но в классе есть дети, у которых чтение не вызывает интереса. Это связано и с их здоровьем и с семейными обстоятельствами. Для того, чтобы включить их в работу, нужно заинтересовать ребят, вовлечь всех их в круговорот событий на уроке.

(5 слайд)

3.Методические приемы организации продуктивного чтения

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

Кубик Блума

Американский педагог Бенджамин Блум является автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Аналитик

Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.


Игра «Журналисты».

Тех, кто хочет побыть в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости (макет дерева). Остальные дети журналисты.
Задача «журналистов» – задать интересный, необычный вопрос героям.
Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

«Пометки на полях»обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Литературное чтение. 2 класс.

М.Пришвин. «Ребята и утята».

Болото – уточка – шапка – кузня – прохожий – школа.

Исключи лишнее слово. Почему ты так думаешь? 

2 класс. Литературное чтение. В.Бианки. «Купание медвежат».

Хозяин лесной
Просыпается  весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке ледяной.

Дети придумывают свою загадку.

Житель лесной,
Лохматый большой.
Просыпается весной
Ходит в шубе меховой.

Разгадывание кроссвордов, анаграмм, ребусов, шарад.

Можно смело утверждать, что технология продуктивного чтения развивает читательский интерес младших школьников, который, в свою очередь, будет способствовать формированию грамотного, эрудированного, духовно развитого человека.

(слайд 6)

Таблица «ЗХУ» (Знаю – хочу знать – узнал)

Перед учащимися ставятся вопросы:

Что вы знаете об этом писателе?

Какие знаете его произведения?

Особенности произведений этого писателя

Что узнали нового?

Что вы считаете нужным узнать?

Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.

Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

 

З- что мы знаем

Х - что мы хотим

узнать

У- что мы узнали, и что осталось узнать

Произведение «Правда всего дороже» Л .Н.Толстого

Характер героев, их поступки.

 

(слайд 7)

« Синквейн»

В переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). Наиболее удачно используется данная стратегия на уроках познания мира и литературного чтения.

Примеры:

Вода

Снежинка

Течет, растворяет

Летит,падает

Чистая, прозрачная, холодная

Белая, чистая, смелая

Вода - главное богатство на Земле


Жизнь


Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения.

На своих уроках я использую следующие виды пересказа: полный и сжатый пересказы; пересказ по плану; творческий пересказ от лица литературного персонажа; пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения, выборочный пересказ, а также пересказ по ролям с инсценированием.

(слайд 8)

4.Творческие задания.

Одним из эффективных приемов развития устной речи на уроках литературного чтения является сочинение небольших произведений самими учащимися, а также высказывание собственного мнения по прочитанному. Виды заданий могут быть различными:

Создай книжку-малышку с собственными загадками, небылицами, сказкой.

Придумай похожую историю.

Напиши краткий отзыв о прочитанном произведении.

Расскажи историю по картинкам.

Придумай продолжение истории.

Придумай иную концовку произведения.

Придумай рекламу к произведению.

( слайд 9)

5. Исследовательская деятельность, проекты.

Важное место в формировании интереса к чтению занимает исследовательская деятельность, участие в творческих конкурсах, читательские конференции, выполнение проектов: «Моя любимая книга», « Мой любимый детский журнал». Задача: создать такую рекламу, чтобы у одноклассников возникло желание прочитать книгу от корки до корки.

«Самая старая книга в моей семье»

«В моём возрасте родители читали…»

«Золотая полка» нашего класса.


6.Внеклассное чтение (слайд 10)

Внеклассное чтение призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формированию у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения).

Формы урочной и внеурочной работы по формированию читательской грамотности разнообразны: реклама книги; литературный праздник; литературная игра;

Большим событием в классе стал праздник «До свидания, Азбука»,на котором ребята презентовали проект «Моя Азбука», инсценировали сказку «Репка»

(слайды 11,12,13)

7. Тесная связь с библиотекой (слайд 14)

8. Заключение.

Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.

(слайд 15)

Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

Каким ребёнок будет читателем – во многом зависит от нас с вами.

(слайд 16 )











Тема:

«Развитие читательского интереса младших школьников с помощью технологии продуктивного чтения»











Выполнила:

Учитель начальных классов

МКОУ «Басакинская СШ»

Гладкова Марина Федоровна










2018 г

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее