Поддержание благоприятного климата в классных коллективах начальной школы
В школьные годы происходит активное развитие личности ребенка, формируются базовые качества, необходимые для его дальнейшей жизни. Во многом, особенно в начальной школе, это зависит от той социальной атмосферы, в котором находится ребенок. Этим и обусловлена актуальность проблемы по созданию благоприятного психологического климата в классных коллективах начальной школы.
Психологический климат класса – это состояние группового сознания и поведения, выражающееся в отношениях учащихся друг с другом и педагогами. Психологический климат проявляется в групповом настроении, общественном мнении, межличностных отношениях и нравственном сознании группы. Психологический климат вырастает из подражания, внушения, убеждения, сопереживания, содействия, настроения. Он также требует от каждого члена группы или коллектива взаимного терпения, смирения, прощения и любви.
Различают два вида психологического климата в классе: благоприятный и неблагоприятный.
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. При благоприятном психологическом климате в классе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Каждый ученик уверен в себе, потому что чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.
А.С. Макаренко выдвигал следующие основные признаки благоприятного психологического климата:
1. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.
2. Единство коллектива, единение всех его членов.
3. Защищенность всех членов коллектива.
4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива.
5. Умение быть сдержанным в действиях и словах.
Неблагоприятный психологический климат — это атмосфера, в которой преобладают индивидуализм, настороженность, недоверчивость, равнодушие, унижение, в следствии этого появляется повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищённости.
Теоретико-методологические основы по изучению благоприятного климата в коллективе раскрывали в своих работах В.М. Шепель, В.А. Покровский (в работах представлены следующие аспекты: стили взаимоотношений между людьми, система межличностных отношений в коллективе, психологическое и социальное самочувствие каждого члена коллектива); А.Н. Лутошкин, А.А. Русалинова ( в работах представлены материалы по вопросам общего эмоционально-психологического настроя и настроя группы людей); В.В. Косолапова, А.Н. Щербань ( в работах рассматривались проблемы социально-психологической совместимости участников группы, сплоченность).
Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе является одним из важных факторов для гармоничного развития каждого школьника. Только в комфортных условиях ребенок будет раскрепощён, уравновешен, уверен в своих силах; будет осознанно стремится к познанию чего-то нового неизведанного, не боясь ошибок или осуждений со стороны одноклассников. Поэтому одной из главных задач учителя начальных классов является создание для каждого ученика этих комфортных условий.
В данной статье представлены некоторые способы создания благоприятного психологического климата в классе, проверенные временем. Возможно, для кого-то они окажутся инновационными, а для кого-то классикой педагогической деятельности.
Очень часто можно слышать от учеников жалобы на то, что им не хочется выполнять домашнюю работу по предметам, это, чаще всего, связано с большим объемом заданий и отсутствием достаточного количества времени на отдых, прогулки (ведь многие ученики начальной школы еще посещают дополнительно различные кружки и секции), следовательно, у ребенка со временем возникает дискомфорт и даже начинает зарождаться раздражительность
Чтобы этого избежать в своей педагогической деятельности можно придерживаться шести правилам комфортности домашних заданий.
- отсутствие письменных домашних заданий на выходные и праздники (больше остается времени на общение с семьей, появляется возможность заняться совместным творчеством, спортом);
- отсутствие письменных домашних заданий в мае после написания ВПР в 4 классах (опыт показал, что это положительно влияет на настроение ребенка и не понижает уровень освоения им образовательных программ);
- освобождение именинника в день рождения от выполнения домашнего задания (для именинника это настоящий подарок, ведь многие отмечают день рождения, как говорится, день в день, а невыполненное домашнее задание немного омрачает праздник)
- использование разноуровневых домашних заданий по мере необходимости (это позволит каждому ученику успешно справится с заданием);
- выбор учеником домашнего задания, когда это возможно (стихотворение прочитать выразительно или выучить наизусть; решить задание по математике из учебника или выполнить на образовательном портале – это даст ребенку ощущение самостоятельного выбора, ощущение «взрослости»);
- минимально-сбалансированный объем домашнего задания (в среднем звене нет взаимосвязи между учителями-предметниками, поэтому объем домашних заданий по разным предметам бывает завышен, в начальной школе сбалансировать объем домашних заданий возможно, например, ели было трудное домашнее задание по иностранному языку, где надо было вставить слова, выучить текст, то по литературному чтению не стоит задавать учить наизусть стихотворение, будет, например, достаточно дочитать последнюю часть текста.
Способы создания благоприятного психологического климата на уроке очень разнообразны. Одним из таких часто применяемых способов является использование дидактических игр. Например, игра для первоклассников в период обучения грамоте «Живые буквы».
Цель игры: повторить обозначение твердости и мягкости согласных гласными буквами.
Содержание игры
Учитель раздает 10 ученикам карточки с гласными буквами, двум ученикам - зеленую и синюю карточки. Они хозяева домиков для букв.
Учитель: На улице было тепло, светило ярко солнце, и гласные буквы пошли гулять.
(в это время дети, у которых в руках карточки с гласными буквами, выходят к доске, гуляют, дети с синей и зеленой карточками стоят по разные стороны доски)
Учитель: вдруг неожиданно небо потемнело и пошел сильный дождь. Буквы увидели домики и решили в них спрятаться от дождя. Но хозяева домиков пускали только своих. Постучалась буква «А» в зеленый домик. А хозяин ее не впустил. Почему?
Хозяин зеленого домика: Букве «А» надо идти в синий домик, она обозначает твердость предыдущего согласного.
(буква «А» встает к синему домику)
Игра продолжается до тех пор, пока все буквы не займут свои места.
Игра «Автопортрет» поможет школьнику выразить свою индивидуальность, рассказать о своих предпочтениях, интересах, в непринужденной шуточной форме узнать что-то новое о своих одноклассниках.
Содержание игры
Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.
Другим эффективным способом создания благоприятного психологического климата является систематическое использование разноуровневых заданий.
Все чаще встречаются в современных школах ученики с разным уровнем развития памяти, внимания, мышления. Создать комфортную образовательную среду для каждого ученика помогают разноуровневые задания, они до сих пор очень актуальны и эффективны. Выполняя задания «своего», образно говоря, уровня одни ученики не будет испытывать стресса из-за боязни получить двойку, а другие скучать из-за того, что задание для них было слишком простым.
Еще одним способом создания благоприятного психологического климата является участие всех желающих в олимпиадах и конкурсах разных уровней. Как известно, что не все ученики завоевывают призовые места в очных олимпиадах, а побеждать хочется всем. И тут приходят на помощь разноуровневые заочные олимпиады на всевозможных образовательных сайтах и порталах, выполнить которые ребенку помогут учителя, родители, бабушки и дедушки, старшие сестра и братья, ни делать за них, а помогать. Во-первых, это способствует сплочению семьи и классного коллектива, а во-вторых, дает шанс на успех тем ученикам, которые, возможно, никогда не смогут быть победителями очных олимпиад.
Многие педагоги согласятся с тем, что далеко не все школьники хорошо рисуют, делают аппликации, но всем хочется, чтобы его творчество заметили, положительно оценили. Поэтому при создании коллективных творческих работ старайтесь использовать работы всех учеников, немного их откорректировав. Получится очень забавно, ярко и красиво, а главное, ребенок комфортно себя будет чувствовать, увидев, что его работа гармонично вписалась в коллективную.
Созданию и поддержке комфортной психологической обстановки в классе способствует формирование традиций школы и класса, такие как:
- КТД («Новогодняя карусель», «Международный женский день», «День Победы» и др.;
- участие в муниципальных, региональных и всероссийских благотворительных акциях («Добрая душа», «Сохрани дерево», «Дерево Победы» и др.;
- участие в традиционных классных мероприятиях («Письма в будущее», ученики по окончанию первого и четвертого классов пишут себе письма в будущее с интересными историями и пожеланиями, которые прочитывают в конце 4 и 11 классов на выпускных);
- участие в классных праздниках с проведением веселых коллективных конкурсов, творческих номеров, таинственных поздравлений, танцевальных марафонов («День именинника», «Новый год – пора чудес!», «23 февраля + 8 марта = праздник» и др.);
- оформление кабинета к праздникам украшениями, сделанными своими руками на внеурочных занятиях и «творческих переменах».
Чтобы ученикам в классном коллективе было комфортно, необходимо еще одно условие – надо, чтобы было комфортно их родителям, особенно тем, у кого нет опыта быть родителями школьника. Обеспечить это комфорт помогут следующие способы:
- работа телефона поддержки родителей;
- индивидуальные консультации по просьбе родителей и учителей;
- совместная подготовка и проведение праздников;
- фотовыставки творческих работ;
- видео и фото-поздравления для родителей на праздники;
- фото и видео репортажи для родителей с уроков, прогулок, внеклассных мероприятий и др.
Все это поможет родителям не только чувствовать себя комфортно: меньше переживать за детей, быть в курсе их дел, знать, как они учатся, чем занимаются, но и получать истинное наслаждение от их творчества.
В заключение хочется отметить, что создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Литература
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989.
2. Афанасьева Т.А. Психологический климат коллектива /Электронная библиотека.
3. Безрукова В.С. Энциклопедический словарь педагога. – Екатеринбург, 2019.
4. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический
климат коллектива и личность. - М: Мысль, 1998.
5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Педагогические соч.; В 8 т. Т. 1. - М., 1983.


