Развитие познавательной активности школьников через проблемное обучение на уроках математики.
В этой работе хотелось бы рассмотреть аспекты проблемного обучения младших школьников на уроках математики .Прежде всего хотелось подчеркнуть ,что проблемное обучение является важнейшим средством активизации учения, т.к. включает личность обучающегося как основное ядро самой проблемной ситуации .В условиях проблемного обучения процесс усвоения перестает быть только интеллектуальным процессом ,он становится процессом личностным. Ученик усваивает знания не потому, что учитель сообщает ему некоторые известные взрослым истины ,а потому, что у него самого возникла потребность в этих знаниях. Ученик как бы открывает усваиваемое им знание в процессе решения поставленных перед ним учителем задач .А теперь давайте рассмотрим, как это можно организовать на уроке.
№1.Случаи внетабличного деления двузначного числа на однозначное.
2 класс.
Учитель :Давайте повторим алгоритм деления двузначного числа на однозначное на примере: 46:2=
-Я вчера, случайно, нашла другой пример: 42:3= но так и не смогла его разделить. По известному нам приему не делится. Может быть вообще 42 не делится на 3 ?
(Последним вопросом учитель создал в классе проблемную ситуацию ,все внимание детей сконцентрировано на данном примере. Теперь учитель может перейти к объяснению нового материала.)
-У меня возникла идея. Давайте попробуем ,как древние люди ,разделить на палочках. У меня в руках 4 десятка(4 пучка) +2 палочки.
4десятка не делятся на 3,но 3 десятка делится .Остается 12 палочек. Но ведь 12 тоже делится на 3.Разделили.Это мы разделили как в древние времена .А теперь давайте попробуем облачить это в научную форму и объяснить строгим научным языком. Итак ,есть пример 42:3 .Как будем делить? После решения примера ученики делают вывод о внетабличном делении выражений.
№2.Действие умножение. Объяснение новой темы с помощью проблемной ситуации. 2 класс.
Перед введением понятия «умножение» учитель предлагает детям решить практическую задачу: «Сколько птичек можно накормить крупой, содержащейся в кружке ,если каждая птичка съедает чайную ложку крупы?»
Учащиеся выдвигают гипотезы:
-вычерпать крупу чайной ложкой.(Но этот способ неудобен ,т.к. требует много времени.)
-вычерпать столовой ложкой (это быстрее ,но не дает ответа на заданный вопрос)
После нескольких догадок приходят к тому, что можно сосчитать ,сколько чайных ложек содержится в столовой ложке. Например : 1 столовая ложка=2 чайным
ложкам. Тогда:
Учитель :Но что нам это дает? Мы выиграли во времени, беря крупу столовыми ложками ,но еще больше его потеряем, складывая по 2 чайные ложки. Что же делать?
А давайте внимательно посмотрим на схему. Что в ней есть интересного?
-Правильно .У нас одинаковые слагаемые и мы их взяли 3 раза. По 2 чайные ложки брали 3 раза .А оказывается такое действие называется умножением .Его применяют, когда считают не по одной единице ,а увеличивают равными количествами.
№3.Умножение числа на 10.Закрепление материала с помощью проблемной ситуации.
3 класс.
-Решите мне, пожалуйста, трудную задачу: В одном древнем-древнем племени цифры записывали при помощи иероглифов. И только цифра 0 оставалась такой же. Король этого племени все пытался число умножить на 10.Но это у него никак не получалось. Помогите ему, пожалуйста!
-Ребята ,вы правильно справились с заданием ,но король попросил ,что бы вы, уже на своих цифрах, обязательно доказали ,что это будет именно так .Ну что ж ,попробуем!
И в конце своей работы хотелось бы подчеркнуть еще раз важность проблемного обучения .Ведь нам исключительно важно не только содержание изучаемого материала ,но и содержание мыслительной деятельности учащихся ,направленной на его изучение. Важна и ценна не только сама истина ,но и процесс ее добывания, связанные с ним поиски ,пробы, ошибки, осознание приемов умственной работы ,т.е. все ,что развивает творческую мысль школьников ,приучает их мыслить и действовать самостоятельно.
Желаю всем удачи на этом нелегком пути воспитания творческой и самостоятельной личности!