«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока УМК "Школа России" "Сказки.Загадки. Небылицы"

Цель деятельности: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки. Загадки. Небылицы». Универсальные учебные действия:

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение анализировать средства выразительности произведения, находить сходство и различие разных жанров литературы, понимать знаки, символы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать его нормы речевого этикета и чистоту произношения, умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение.

Личностные результаты: расширять познавательный интерес, учебные мотивы; осуществлять самоконтроль, умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, оценивать своё отношение к учёбе. Материально-техническое обеспечение: ребусы, слоговая таблица для чтения, карточки с играми и заданиями, выставка книг по теме раздела, кроссворд «Кораблик», рисунки учащихся.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России»

Выполнила учитель начальных классов МБОУ ЕФРЕМОВСКАЯ СОШ

Сухоставская Ирина Александровна

Тема: «Сказки.  Загадки. Небылицы»
Цель
 деятельности: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки. Загадки. Небылицы».
Универсальные учебные действия:

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение анализировать средства выразительности произведения, находить сходство и различие разных жанров литературы, понимать знаки, символы..

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать его нормы речевого этикета и чистоту произношения, умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение. 

Личностные результаты: расширять познавательный интерес, учебные мотивы; осуществлять самоконтроль, умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, оценивать своё отношение к учёбе.
Материально-техническое обеспечение: ребусы, слоговая таблица для
чтения, карточки с играми и заданиями, выставка книг по теме
раздела, кроссворд «Кораблик», рисунки учащихся.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

А) Приветствие

-Здравствуйте, ребята! Давайте начнём наш урок с улыбки, улыбнемся друг другу и подарим солнечное настроение.

Б) Эмоциональный настрой на урок

Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь это просто!

Лучик солнце это вам!

(Проверка готовности к уроку)

II.  Актуализация знаний.
Пересказ сказки «Петух и собака».
III. Постановка цели урока.
– Ребята, давайте посмотрим на слайд. Перед нами три двери, но чтобы узнать – что нас ждёт за каждой дверью, нам нужно разгадать ребусы
а) Загадки.
б) Сказки.

в) Потешки.
– Какие произведения вам понравились больше? Почему?
IV. Закрепление и обобщение по теме раздела.
1. Игра «Доскажи словечко».
На уроках мы, ребятки,

Отгадали все … (загадки).

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше … (сказки).

Мы не щелкали орешки,

А читали на уроках
Интересные … (потешки).
2.  Кроссворд «Кораблик».
– Отгадайте, что везёт этот кораблик.
По горизонтали:
1. Зелёные мячики живут в зелёных чуланчиках. (Горох.)
3. С виду красный, раскусишь –белый. (Редис.)
4. Одно бросил, целую горсть взял. (Зерно.)
7. Зелёный телёночек на привязи толстеет. (Арбуз.)
8. Чернéнько, горячéнько, а все любят. (Чай.)
9. На деревьях меж листами висят птицы вверх ногами. (Груши.)
10. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Дыня.)
11. Сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл, шапку снял, детей спать услал. (Мак.)
12. Кругла да гладка, откусишь – сладка. (Репа.)
По вертикали:
1. В лесу под березой – крошка, только шапка да ножка. (Гриб.)
2. Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,
А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место
(Хлеб.)
3. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка?  (Рябина.)
5. Лежит меж грядок – зелен и сладок. (Огурец.)
6. Я бел, как снег, в чести у всех, я нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар.)
3. Игра «Отгадай название сказки».
– Прочтите отрывок из сказки, вспомните её название.
Карточка 1.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
А от тебя, медведь, полгоря уйти.
– Как называется эта сказка? 
Карточка 2.
Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут – вытянули репку…
Карточка 3.
Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Карточка 4.
Вы детушки!
Вы козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Полны копытца водицы!
– Как называется эта сказка?
– Назовите её действующих лиц.
– Рассмотрите иллюстрации к сказке на с. 57 учебника.
– Как называется эта сказка? («Гуси--лебеди».)
– Перескажите сказку по опорным иллюстрациям.


4. Чтение произведений из рубрики «Из старинных книг» на с. 58–59 учебника (часть 1).
– Прочтите название сказки Л. Толстого.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
пла-кать-ся – плакаться
по-ги-ба-ем – погибаем
у-то-пим-ся – утопимся
по-ска-ка-ли – поскакали
ус-лы-ха-ли – услыхали
за-бул-ты-ха-ли – забултыхали
ля-гу-ша-чье – лягушачье.
Заранее подготовленные учащиеся читают сказку выразительно.
– Почему зайцы жаловались на свою жизнь?
– Что они решили сделать?
– Почему зайцы передумали топиться?
– Чему учит сказка Л. Толстого «Зайцы и лягушки»?
– Прочтите название сказки К. Ушинского. Как вы думаете, о ком это произведение?
Выразительно читаю сказку «Гусь и журавль» К. Ушинского.
– Зачитайте строки, в которых гусь хвалит себя.
– Что ответил ему журавль?
– Зачитайте слова журавля.
– Чему учит нас эта сказка?
– Прочтите предложение, которое может служить выводом из сказки К. Ушинского «Гусь и журавль».

(Предлагаю обучающимся нарисовать героя из сказки, который больше всего им понравился)
V. Итог урока. Рефлексия.
– Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомнились, понравились?
– Для кого придумывают потешки?

– Чему учат сказки?
– Зачем сочиняли загадки?

- Что особенного заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Понравилась ли вам работа на уроке, дети проводят самооценку и проговаривают достигнутых результатов урока.

  1. Сегодня на уроке я учился …

  2. Сегодня на уроке я научился …

  3. Сегодня на уроке мне понравилось…

На слайде радуга, радуга с тучкой, молния, дети должны выбрать картинку по настроению.

Карточка 1.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
А от тебя, медведь, полгоря уйти.
1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 2.
Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут – вытянули репку…

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 3.
Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 4.
Вы детушки!
Вы козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Полны копытца водицы!

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.

Карточка 1.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
А от тебя, медведь, полгоря уйти.
1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 2.
Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут – вытянули репку…

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 3.
Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 4.
Вы детушки!
Вы козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Полны копытца водицы!

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.

Карточка 1.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
А от тебя, медведь, полгоря уйти.
1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 2.
Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут – вытянули репку…

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 3.
Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 4.
Вы детушки!
Вы козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Полны копытца водицы!

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.

Карточка 1.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
А от тебя, медведь, полгоря уйти.
1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 2.
Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут – вытянули репку…

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 3.
Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.


Карточка 4.
Вы детушки!
Вы козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Полны копытца водицы!

1.  Как называется эта сказка?

2.  Назовите её действующих лиц.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее