«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока русского языка 3 класс по теме "Определение падежа имени существительного". Начальная школа XXI века.

В основу урока положен системно-деятельностный подход, а также использованы разные формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

В начале урока проводится повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и создания «ситуации успеха» в работе над новым материалом. При обсуждении затруднения учащиеся выясняют, что им неизвестен новый способ определения падежа имени существительного. Это приводит к созданию проблемной ситуации и постановке учебной задачи.

В поисках нового способа действия, учащиеся сравнивают, делают выводы, предположения, работают с материалами учебника, с таблицами, памятками, корректируют алгоритм и выполняют практические задания.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Разработка урока русского языка 3 класс. Начальная школа XXI века.



Тема урока: «Определение падежа имени существительного»


Цели урока:

1. Формирование представления учащихся о новом способе определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу;

2.Развивать умение выражать собственное знание и незнание на примере поиска нового способа определения падежа имени существительного;

3.Воспитывать культуру речи.


Ход урока

  1. Оргмомент.

Ребята, вы подготовили замечательную выставку русских пословиц (тексты пословиц помещены на стенде). На уроке чтения мы выясняли, что эти пословицы означают, а сейчас мы рассмотрим некоторые из них с точки зрения русского языка

(пословицы записаны на доске и на индивидуальных карточках)

  1. Актуализация знаний, умений.

  1. Повторение падежных вопросов, вспомогательных слов (фронтальная работа).

- Возьмите карточку. Прочитай пословицы.

Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

Всякое дело человеком ставится, человеком и славиться.

Дело делу учит.

В труде победить – мир укрепить.

- Что объединяет все эти пословицы? (эти пословицы о труде)

- Прочитайте задание на карточке. Расскажите, что нужно сделать? (Надо определить падеж выделенных существительных)

- Как вы думаете, что надо знать для успешного выполнения этого задания?

( Падежные вопросы, вспомогательные слова и алгоритм)

- Вы хорошо знаете падежные вопросы и вспомогательные слова? (Да)

- Сейчас проверим. Кто хочет называть падеж? Нина называет падеж, а вы поднимаете карточку с соответствующими падежу вопросами. А теперь кто будет называть падежные вопросы, а вы - поднимать карточки с названием нужного падежа с вспомогательным словом.

- Молодцы! Вы действительно знаете падежные вопросы. Похвалите друг друга.

- Ваня, как тебя похвалила Вероника? А ты как похвалил Веронику?

- Какой способ определения падежей вам известен? (Падеж можно определить по падежному вопросу и вспомогательному слову)

2. Повторение алгоритма определения падежа имени существительного известным способом (возможна разноуровневая самостоятельная работа, взаимопроверка, сличение с образцом, создание ситуации успеха).

- Ребята, у каждого из вас в конверте лежит карточка с алгоритмом определения падежа имени существительного, достаньте ее (дети достают из конверта карточку, но она разрезана на части). ( А у нас не одна карточка, а много)

- Действительно, скорее всего, я разрезала не те карточки, которые надо. Но других у меня нет. Что будем делать? (Восстанавливать карточку с алгоритмом)

- На каждом прямоугольнике записан один шаг алгоритма. Их надо собрать на своем наборном полотне в нужной последовательности.

Наборное полотно

Шаги алгоритма

1


2


3


4


5


6



Карточки базового уровня:

По падежному вопросу определи падеж имени существительного.


Найди в предложении (в словосочетании) слово, к которому относится имя существительное.


Проверь, для проверки подбери вспомогательное слово.


Задай от этого слова к имени существительному падежный вопрос.


Карточки базового уровня с подсказкой:

1.Найди в предложении (в словосочетании) слово, к которому относится имя существительное.


3.По падежному вопросу определи падеж имени существительного.


Проверь, для проверки подбери вспомогательное слово.


Задай от этого слова к имени существительному падежный вопрос.


Карточки повышенного уровня:

1. Найди … 2. Задай … 3. Определи … 4. Проверь …


- Поменяйтесь алгоритмом с партнером, проверьте, правильно ли он выполнил задание (сверяют с образцом на доске), если верно – похвалите его, если нет – помогите исправить.

3. Определение падежа известным способом (самостоятельная работа с фронтальной проверкой)

- А теперь выполните задание на карточках самостоятельно, если надо, пользуйтесь алгоритмом.

Итоговый алгоритм

Шаги алгоритма

1

Найди в предложении (в словосочетании) слово, к которому относится имя существительное.

2

Задай от этого слова к имени существительному падежный вопрос.

3

Определи падеж имени существительного по падежному вопросу.

4

Проверь, для проверки подбери вспомогательное слово.

5


6



- Давайте проверим, что у вас получилось.

(В первой пословице существительное «человек» стоит в именительном падеже, потому что оно отвечает на вопрос кто? К нему можно подобрать вспомогательное слово «есть») (прикрепляет карточку с падежом над словом на доске)

(И.п., потому, что является подлежащим) и т.д..

- У кого так же? (поднимают руки)

- Легко вы справились с заданием? (да)

- Почему легко? (знали способ определения падежа)

- Какой? (падеж можно определить по падежному вопросу и вспомогательному слову)

- Кто может записать этот способ схемой? ( ? + сл.-П)

- Ребята, а где у вас он написан? (На карточке-помощнице).

- Покажите.

  1. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи (фронтальная работа).

Проблемная ситуация.

- Добавлю к нашим пословицам еще одну. Прочитайте.

На хорошего мастера и смотреть приятно.

- Какого падежа выделенное существительное? ( Р.п., В.п.)

- Почему у вас возникли разногласия? (потому что мы знаем, что на вопрос «кого?» отвечают существительные в Р.п. и в В. п.)

- Может ли одно и то же существительное иметь 2 падежа? (нет)

- Так какой падеж у существительного «мастера»? (не знаем)

- Почему? Ведь вы же так легко до этого определяли падеж у существительных.

(у нас не было такого существительного, у которого вопросы совпадали, а падежи были разными).

Фиксация затруднения.

- Давайте обозначим эту проблему схемой.

- На какой вопрос отвечает слово «мастера»? (кого?)

- Это вопрос для каких падежей? (Р.п. и В.п.).

- Чего вы не знаете? (как определить падеж?)

кого?

Р.п. ? В.п.


- Как не знаете! Вы же сами сказали способ определения падежа (учитель показывает на схему в карте помощнице).

(он не подходит) (значит, есть другой способ определения падежа имени существительного)

- Значит, какова цель нашего урока? (найти новый способ определения падежа)

(Цель фиксируется на доске)

- Хотите его найти? (да)

- Для чего он нужен? (чтобы определить падеж существительного «мастера»)

(учитель акцентирует внимание на схему затруднения)


  1. Открытие нового способа. Поиск решения учебной задачи (работа в группах)

  1. Работа групп по плану.

- Проведите наблюдение за словами в Р. п. и В. п. Запишите отличия в таблицу. Попробуйте вывести новый способ определения падежей. Свое решение подготовьте защищать перед классом. Действуйте по плану.

Время работы группы … минут. Объединяйтесь в группы. Приступайте к выполнению задания.

План.

  1. Рассмотрите таблицу.

Базовый уровень

Р.п.

В.п.

от кого?

от

лисы

в кого?

в

лису

без кого?

без

доктора

на кого?

на

доктора

для кого?

для

девочки

про кого?

про

девочку

у кого?

у

тети

за кого?

за

тетю

от кого?

от

собаки

через кого?

через

собаку

  1. Сравните попарно каждую строчку таблицы Р.п. и В.п.

  2. Что нашли общего?

  3. Какие нашли отличия?

  4. Запишите найденные отличия в демонстрационную таблицу на большом листе.

Р.п.

В.п.

?

?

?

?

от

ы

в

у

без

а

на

а

для

и

про

у

у

и

за

ю

от

и

через

у


  1. Запишите в демонстрационной таблице как, одним словом назвать слова первого и третьего столбиков таблицы вместо красных вопросов.

  2. Запишите в демонстрационной таблице как одним словом назвать то, что записано во втором и четвертом столбиках таблицы вместо синих вопросов.

  3. Используя данные демонстрационной таблицы сделай и запиши вывод, для этого вставь пропущенные слова в следующее предложение :

Родительный и винительный падежи отличаются ____________ и __________ .

  1. Попробуй сформулировать новый способ определения падежей имен существительных.

  2. Запишите этот способ в виде модели на обратной стороне демонстрационного листа.




Повышенный уровень

Р.п.

В.п.

от лисы

в лису

без доктора

на доктора

для девочки

про девочку

у тети

за тетю

от собаки

через собаку

  1. Презентация нового способа определения падежей. Оценка работы.


- Время вышло. Пора защищать свою работу (одна группа представляет свой вариант, а остальные дополняют, комментируют, задают «умные вопросы»).

(наша группа сделала вывод о том, что у Р.п. и В.п. разные предлоги, значит по ним можно определить падеж, мы нашли новый способ определения падежа существительного: по вопросам и предлогам, схему составили такую: ?+ПРЕДЛОГ)

Давайте вернемся к схеме: Р.п. ? В.п.

- Какие предлоги употребляются с Р.п.? (от, без, для у, от)

- какие предлоги употребляются с В.п.? (в, на, про, за, через)

(учитель фиксирует их в схеме)

Кого?

Р.п. ? В.п.

от без для у от в на про за через

-Кто согласен? Кто хочет дополнить?

(а мы увидели, что у существительных В.п. и Р.п. разные окончания, значит по ним тоже можно определить падеж, у нас получилась такая модель: ?+ )

- Молодцы! Хотите проверить ваши предположения?

3. Коррекция алгоритма

-Давайте вернемся к пословице. Может быть теперь мы сможем определить падеж слова «мастера».

- Действуем по алгоритму (учащиеся доходят до третьего шага алгоритма и понимают, что определить падеж дальше нельзя, т.к. идет расхождение )

- Ребята, какой шаг мы должны добавить в алгоритм, чтобы он снова заработал? Вам в этом помогут слова: если…, то… (на доске)

(если вопросы падежей совпадают, то определи падеж по предлогам или окончаниям)

(ученики смещают 4 шаг алгоритма вниз и вставляют карточку с новым шагом)

-Выполните следующий шаг алгоритма (перед существительным стоит предлог «на», значит слово «мастера» В.п.)

- Молодцы! Справились с заданием. Почему? (нашли новый способ).

- Какой? Зафиксируйте его на карточке-помощнице с помощью модели

?+ ПРЕДЛОГ

- А почему раньше не могли определить падеж? Какая была проблема? (не подходил известный способ)

- Как нашли новый способ? (сравнивали группы слов и выяснили, что Р.п. и В.п. имеют разные предлоги, значит по ним можно определить падеж)

Только существительные в Р.п. и Д.п. имеют разные предлоги? ( Наверно нет)

- Где это можно узнать? ( в словаре, учебнике, интернете)

- Действительно, они есть в учебнике с.16.

- Рассмотрите таблицу. Какие предлоги употребляются с Р.п., Д.п., …?

(какую полезную для вас информацию вы обнаружили в таблице?)

- Верны ли были ваши предположения о способе определения падежа? (да)

- Какой способ проверили? (?+ПРЕДЛОГ)

IV. Закрепление нового способа (работа в парах, фронтальная проверка).

- Давайте теперь потренируемся определять падежи существительных по обновленному алгоритму и 2-ому способу, а то, может быть, он «работает» только на слове «мастера».

1. Работа с предложением (работа в парах, фронтальная проверка).

Карточка – задание.

  1. Прочитайте предложения.

Маленький Ванюша стоял возле мамы. Своими доверчивыми голубыми глазами он смотрел на маму.

  1. Определите падежи у повторяющихся существительных, используя алгоритм и нужный способ определения падежа.

  2. Докажите правильность выбора.

  1. Выполнение упражнения 3 в учебнике , стр. 16.

Задание: выпиши выделенные слова. Подчеркни предлоги. Определи падеж.

Роса брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку. Я промок насквозь и развел костер на берегу. Дым поднимался к вершинам деревьев. Желтые листья плыли по воде.

- Продолжаем работать в парах по алгоритму и доказывать своему партнёру правильность выбора падежа.

(При фронтальной проверке может обнаружиться разногласие: существительное « в лицо» может быть И.п. и В.п.- ловушка).

- Почему снова появились разногласия?

- Чего не учли? (в И.п. предлогов нет)

- Откуда вы это узнали? (из таблице в учебнике)

(существительное в И.п. бывает подлежащим, а в предложении «Роса брызгала в лицо с высокой травы…» подлежащее «роса» ) .

- Откуда вы это узнали? (из учебника)

- Прочитайте. стр. 15 , рубрика «Обрати внимание!»

- Молодцы! Вы справились с заданием. Похвалите друг друга.

- Что вам помогло справиться с заданием?

- Давайте вспомним, какова была цель урока? (возвращение к цели урока)

(Найти новый способ определения падежа)

Вы нашли его? Как?

( а мы еще один способ не проверили , не использовали: ?+ )

- С ним мы поработаем на следующем уроке.

  1. Контроль (фронтальная оценка).

1.Самостоятельная работа.

Определите падеж у существительных.

На доктора, без доктора.

Про орла, у орла, за свет.

Ребята, вы хорошо поработали. Похвалите друг друга.

  1. Рефлексия .

Оцените свою работу на уроке, заполнив карточку.


Виды деятельности

Умею выполнять

Испытываю затруднения

Не умею

1.

Определение падежа по падежному вопросу и вспомогательному слову




2.

Определение падежа по падежному вопросу и предлогу




3.

Работа по алгоритму






  1. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание.

  1. Приклей в нужной последовательности все части алгоритма в свой справочник.

  2. Выпиши 3-4 словосочетания из упр.5 стр.17. Определи падеж.

  3. Найди и запиши 2-3 пословицы о труде. Слово «труд» должно быть Р.п. и В.п..

  1. Итог.

Какой способ определения падежа был известен вначале урока?

А сейчас изменились ли ваши знания? Что нового узнали? Воспользуйтесь этими знаниями во время выполнения домашнего задания? (да)

- Спасибо за урок. До свидания.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее